Место семейной экономики в образовательной области «Технология» в соответствии с новым государственным стандартом общего образования

User Rating: 1 / 5

Star ActiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
С. С. Андрейчук

 

Место семейной экономики в образовательной области «Технология» в соответствии с новым государственным стандартом общего образования

Стремительное развитие информационных технологий, информатизация общества требуют новых подходов в любой сфере жизнедеятельности общества. Социальные институты: институт образования; семьи и брака не исключение. Они сегодня тоже подвержены влиянию идей информатизации.

Первое с чего мы начнём рассматривать эту тему – социальный институт образования.

С 2001 года Министерство образования РФ начало реализацию крупномасштабного эксперимента по компьютеризации школьной образовательной среды.

В новом стандарте образовательной области «Технология» предполагается создание необходимых условий для овладения школьниками на уроках новой технологической и информационной культурой. В числе приоритетных направлений в преподавании технологии выделены «все виды практической деятельности в программах основной школы направленные на освоение различных технологий обработки материалов, преобразования энергии, информации, объектов природы и социальной среды.

Вопросы применения компьютерной техники в учебном процессе рассматриваются учёными не один десяток лет. Однако, многие новые компьютерные средства обучения в школьной практике преподавания «Технологии» используются редко. Особенно это касается изучения элементов семейной экономики в базовом разделе «Технологии ведения дома». Методика применения прикладных программ в технологической подготовке школьников разработана недостаточно.

В связи с новой концепцией современного образования, которая предусматривает активное внедрение средств информационных технологий во все школьные предметы, мы предлагаем использовать прикладные компьютерные программы типа «Домашняя бухгалтерия», мультимедийные продукты, средства интернет при изучении элементов семейной экономики. На наш взгляд, это будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, при методически грамотном использований указанных средств.

«На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся».

Элементы семейная экономики входят в базисный раздел «Технологии ведения дома» образовательной области «Технология». На изучение этого раздела примерным тематическим планом предусмотрено 12(6) часов в восьмом классе. Из этого времени на изучение элементов семейной экономики отводится 4(2) часа.

В целом же на изучение технологии в восьмом классе в соответствии с новым государственным стандартом общего образования отведено на 1 час меньше.

Основные теоретические сведения

Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

Практические работы

Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование

Варианты объектов труда

Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли.2

Как видно, из приведённого основного содержания семейной экономики – объём информации достаточно большой и при помощи традиционных средств обучения реализовать намеченные теоретические сведения и практические работы будет сложно.

Эффективность занятий по семейной экономике будет повышаться во первых за счёт тех преимуществ, которые даёт применение компьютерной техники, выявленные в работах А. Н. Богатырёва, А. В. Коптелова, Г. Н. Некрасовой. Назовём некоторые из этих особенностей, которые будут проявляться в нашем варианте использования компьютерной техники: «возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога с вытекающим отсюда интересом учащихся к изучаемому материалу; возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне; автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени; использование компьютерной техники как средства межнационального общения и возможности расширенного поиска информации на основе системы Интернет».

Во вторых: за счёт умелого сочетания новых средств обучения и традиционных (слово учителя, учебник и др.). Без сочетания этих средств не возможна реализация системного подхода в обучении, поскольку «компьютер, интернет – это только инструменты среди многих других, которыми пользуется учитель».4 Об этом например говорит Эллен Б. Мандинах – представитель организации Education Development Center,s Center for Children and Technology (New York, USA). «В любых технологиях заложены те или иные возможности, но проявиться они могут только в сочетании с педагогическими приёмами».

Второй социальный институт о котором мы хотели кратко сказать это институт семьей. Из наблюдений, анализа различной информации можно сделать вывод, что семья в России продолжает деградировать. «И это связано не с сегодняшней бедностью большинства семей и не с трагическим крахом миллионов семей в войне 1941–45гг, и наконец, не с тяжким наследием коммунизма по борьбе с «буржуазной» семьёй, а прежде всего и в основном с глобальным кризисом семьи и невыполнением основных функции по рождению и полноценной социализации новых поколений».5

Можно привести мнение американского историка и социолога Аллана Карлсона. «Анализ разрушения семейной экономики и семейного производства показывает, что в этом повинны не индустриализация с зарождавшейся современной рыночной экономикой, а скорее усилия государства, целенаправленные политические предпочтения индивиду, (а не семье) как первоэлементу той системы, где удобство манипулирования индивидами непомерно усиливает власть и создаваемый ею с помощью государства социальный строй и порядок».

Данное мнение на наш взгляд ближе к истине поскольку известно, что именно государство задаёт «правила игры» для остальных участников экономических отношений, в том числе для домашних хозяйств, и общества в целом.

Сегодня учёные выдвигают смелые идеи по возрождению института семьи. Они заняты поиском такого вида деятельности, «который был бы широко распространён в современном мире и вместе с тем обладал не менее сильной способностью врасти в семью, слиться с ней воедино. Сегодня такое направление мысли уже не кажется утопией и принципиальным решением глобального кризиса семьи вполне может стать такая компьютеризация общества, которая доводится до массовой компьютеризации семейного дома».5

На наш взгляд, через формирование в школе актуальных знаний и умений школьников по использованию средств информационных технологий в семейной экономике, можно приблизить школьников к решению экономических проблем своей семьи. Совместная деятельность родителей и детей по применению средств информационных технологий в семейной экономики может, в некоторой части, способствовать решению кризиса семьи Для решения этой задачи в соответствии с новом государственным стандартом образования созданы необходимые условия.

Недавно добавили