Актуальные проблемы современного общества
Сборник статей
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет
Актуальные проблемы современного общества
Сборник статей
Киров
2009
Актуальные проблемы современного общества: сборник статей / под ред. И. И. Иванова. – Киров: Издательство ВятГГУ, 2009. – 21с.
Содержание.
Проблема использования средств информационных технологий в сельских школах Кировской области, современные проблемы информационного общества как высшей ступени социокультурной эволюции человечества, подготовка будущих специалистов в информаионно-обучающей среде вуза, место семейной экономики в образовательной области, «Технология» в соответствии с новым государственным стандартом общего образования, к вопросу использования компьютерных технологий оценки учебной успешности студентов, комплексная подготовка специалистов в высшей школе, информация как объект гражданского правоотношения.
Сборник предназначен для будущих специалистов высших учебных заведений и учащихся школ.
Содержание
ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Н. НЕКРАСОВА, В. А. КРЫСОВА. 3
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА КАК ВЫСШЕЙ СТУПЕНИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА М. В. ГОРШЕЧНИКОВ. 6
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНФОРМАИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВУЗА С. Л. МЯКИШЕВ 7
МЕСТО СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТОМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С. С. АНДРЕЙЧУК 8
К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ Л. Н. НОВИКОВА, А. Н. КАЛИНИЧЕНКО, Н. В. КУЛТАШЕВА 11
КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В. И. МОРОЗОВ, А. Н. КАЛИНИЧЕНКО, А. В. ПЕРЕВОЩИКОВ 15
ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ К.Ю.Н. С. В. ФАДЕЕВА 16
Проблема использования средств информационных технологий в сельских школах Кировской области
Н. Некрасова, В. А. Крысова.
В настоящее время говорится много об использовании современных информационных технологий в образовании. В основном речь идет об информатизации городских школ, оставляя сельские школы без внимания, в которых компьютерная техника пока все еще мало доступна.
Сегодня необходимость освоения школьниками компьютерной техники определяется не только требованиями современного информационного общества, но и новым Государственным стандартом общего образования.
Одна из важных задач современного образования – сделать сельского школьника более уверенным в себе, в своих знаниях, научить свободно ориентироваться в большом потоке информации и пользоваться современными информационными технологиями.
С 2001 года Министерством образования РФ начат крупномасштабный эксперимент по компьютеризации школьной образовательной среды. Согласно программе развития «Компьютеризация сельских школ и создание единой образовательной среды», компьютеры, количество которых зависит от численности учащихся, поступают в сельские школы. А это является свидетельством тому, что техническая сторона данной проблемы решается.
На данном этапе реализации программы более остро стоит вопрос о подготовке учителя в области методики использования средств информационных технологий. В последнее время учителя обращаются в методические центры, институты усовершенствования учителей с просьбой научить использовать новые информационные технологии в учебном процессе. При этом одна часть учителей в сельской школе не владеют компьютером, другие обладают базовыми знаниями работы на компьютере, но не знают, как их применить на уроке. Данный факт подтвержден результатами нашего анкетирования, проведенного в августе-ноябре 2005 г., среди учителей сельских школ и педагогов дополнительного образования Кировской области. В опросе приняли участие около 50 педагогов из Орловского, Афанасьевского, Уржумского, Богородского, Санчурского, Фаленского, Зуевского, Оричевского, Котельнического и Слободского районов.
По результатам анкетирования выяснилось, что учителя сельских школ используют мультимедийную продукцию, но по разному, в зависимости от условий школы. Например, учителя Оричевского района применяют программные средства в основном для подготовки к урокам, используя их в качестве справочного материала и для подготовки дидактических материалов. В Богородском районе учителя созданную ими медиатеку выдают учащимся для самостоятельной работы на дом, так как в школе нет достаточного количества компьютеров. Учащиеся используют программные средства для написания рефератов, для подготовки к экзаменам, для создания небольших презентаций.
Как отмечают сельские учителя для введения медиауроков, необходимо:
переломить сложившийся многолетний стереотип проведения уроков;
показать преимущества медиауроков;
разработать методические рекомендации по проведению медиауроков;
проводить с учителями семинары для знакомства с программными средствами и для обмена опытом, чтобы учителя не боялись проводит уроки такого типа;
необходимо сделать акцент не на фронтальную работу как это реализуется на уроках информатики, а на групповую, имея один комплект компьютерной техники в предметном кабинете, где были бы установлены программы и собиралась необходимая информация по определенному предмету.
Таким образом, в анкетах учителей еще раз прозвучала потребность дополнительной подготовки в области использования информационных технологий для того, чтобы грамотно применять компьютер в предметной подготовке школьников.
Анализ литературы показал, что в основном работы ученых посвящены общим вопросам методики обучения в сельских школах, связанных с их спецификой. Эти вопросы рассмотрены в работах ученых Г. Н. Суворовой, В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой.
В условиях информатизации школьной образовательной среды ученые рассматривают и вопросы, связанные с особенностями информатизации сельских школ, но в основном на примере начальной сельской школы. Это отражено в работах Е. Д. Филиппович, Ю. Г. Молокова. В данных работах также отражено, что основной проблемой на сегодняшний день является отсутствие методики использования информационных технологий при изучении различных школьных предметов, связанных со спецификой сельских школ.
Г. Н. Некрасова в своей монографии пишет, что необходима специализированная подготовка учителей в области использования информационных технологий, чтобы научить современного школьника эффективному использованию компьютера. Это можно реализовать на уроках технологии, которые организованы по-новому, где средства информационных технологий используются для поиска необходимой информации, для более качественного и быстрого выполнения трудоемких операций, для выполнения рутинной работы, для получения виртуальной консультации и для выполнения других задач практического характера. На таких уроках сочетается традиционная методика трудового обучения с компьютерными технологиями обучения и решается комплекс педагогических задач по технологической и информационной подготовке школьников.
Учитывая методические возможности компьютерной техники и программных средств, особенности и преимущества мультимедиа-уроков перед обычными уроками трудового обучения, следует предположить, что представленные возможности компьютера могут в сельской школе:
способствовать формированию мотивов и желания учиться;
предоставить каждому школьнику условия для усвоения в полном объеме знаний и умений;
активизировать практическую деятельность за счет индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
способствовать формированию компьютерной грамотности за счет интеграции информационной и технологической подготовки;
формировать у школьников знания и представления о современном производстве, основанном на автоматизации и информатизации технологических процессов.
Таким образом решение проблемы – информатизация технологической подготовки в сельской школе – является актуальной задачей педагогической науки и практики. Разработка методики применения информационных технологий на уроках технологии позволит за счет индивидуализации и дифференциации процесса обучения повысить уровень и качество образования сельских школьников. Значительным результатом нашего исследования по теме «Реализация дифференцированного обучения на уроках технологии в условиях сельских школ» будет описание программных средств, их методических возможностей в технологической подготовке школьников, что позволит учителям технологии сориентироваться в многообразии программных средств, сделать выбор с учетом целей и задач урока и возрастных особенностей учащихся.
Современные проблемы информационного общества как высшей ступени социокультурной эволюции человечества
М. В. Горшечников.
История человечества с синергетической точки зрения можно представить как смену нескольких типов хозяйственной деятельности.
Первый уклад человеческого общества закончился неолитической революцией (несколько тысяч лет до н. э.), когда человек перешел от охоты и собирательства к производству. Начавшаяся в XYII в. индустриальная революция знаменовала собой замену ручного труда машинным и переход к третьему типу хозяйственной деятельности. Научно-техническая революция (XYII-XIX вв.) создала принципиально новый, четвертый, уклад жизни общества. Появилась техносфера, или искусственная среда обитания homo sapiens и неизбежно сопутствующие ей экологические проблемы. Наконец, информационная революция второй половины ХХ в. перевела жизнь человеческого общества на качественно новую ступень – сейчас мы живем в информационном обществе.
Экономической базой перехода к данному этапу развития цивилизации – информационному обществу – явились бурное развитие электроники (в первую очередь, вычислительной техники), связи, роботостроение, необходимость обслуживания военной промышленности, космонавтики, следствием этого – выделение в отдельную отрасль промышленности производства программного продукта.
Информационному обществу присущи следующие черты:
глобализация,
формирование открытого мирового рынка,
увеличение удельной доли занятых в сфере услуг (в т. ч. информационного обеспечения),
экспоненциальный рост объемов, скорости и направления распространения информации (т. е. потоков информации);
информация стала капиталом, самыми доходными стали виды бизнеса, так или иначе связанные с информационными технологиями,
вдобавок к техносфере появился виртуальный мир – информационная среда,
облегчилось информационное влияние на общество, появилась новая массовая культура и технологии управления общественным сознанием.
Как следствие, новые черты информационного общества выдвинули на передний край соответствующие проблемы:
усугубляющееся разделение общества на богатых и бедных: людей, города, страны, континенты и появление транснациональных корпораций;
разрыв между биологической природой человека, отстающего технологического уклада жизни большинства людей и виртуальными устремлениями наиболее «продвинутых», быстроразвивающихся и обеспеченных слоев общества приводит к неустойчивому, кризисному состоянию цивилизации.
Дальнейшая эволюция человечества приобретает бифуркационный характер, во многих вариантах будущего прогнозируется катастрофа планетарного масштаба. Кризис современной цивилизации стал носить системный характер. Вот некоторые его наиболее важные элементы:
экологический кризис (все увеличивающийся, несмотря на осознавание его обществом);
геополитический кризис (глобализация – одна «сторона медали», терроризм – другая);
антропологический (кризис современной культуры и духовности при усиливающихся устремлениях новых поколений к виртуальным ценностям);
научный (невозможность современной науки не только ответить на важнейшие вопросы, стоящие перед человечеством, но даже предсказать современный глобальный кризис цивилизации).
Последний тезис представляет особый интерес для будущих исследований – начиная от изучения проблемы вненаучного знания (как одного из возможных путей дальнейшей эволюции человека) до экологии науки (необходимости контроля за последствиями использованием новейших научных технологий).
Подготовка будущих специалистов в информаионно-обучающей среде вуза
С. Л. Мякишев
Сегодня в научно-педагогической сфере часто используется понятие информационно-обучающей среды. В. В. Ильин определяет информационно-обучающую среду образовательного учреждения как единую систему аппаратных средств, программного обеспечения, специалистов и пользователей, баз данных и баз знаний, и других элементов, реализующих информационные процессы. Так, например, инфорационно-обучающая среда вуза включает в себя следующие элементы:
информационно-содержательную часть, состоящую из обучающих прораммных средств и информационных ресурсов глобальных сетей,
программно-техническую часть, состоящую из прикладных обучающих программных средств и коммуникационных технологий,
субъектов учебного процесса – студентов и профессорско-преподавательский состав вуза.
Для высшего образования актуальность приобретает задача использования инфорационно-образовательной среды вуза в исследовательской и профессиональной деятельности. Информационно-обучающая среда вуза, созданная средствами новых информационных технологий, рассматривается как составная часть среды обучения, она также начинает влиять на становление личности будущего специалиста. Одной из характерных черт данной среды является возможность студентов и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам вуза в любое время и в любой точке пространства.
В процессе обучения в вузе студент, в основном обращается к информации, которая накоплена обществом и находится в различных информаионных хранилищах, в каналах распространения, осуществляя при ее освоении целостный познаватеьный процесс. Поэтому традиционно предметом внимания отечественных педагогов являются вопросы формирования умений работы с источниками информации. Достаточно традиционным является обучение студентов самостоятельному поиску информации с целью подготовки к эффективному использованию доступных библиотечных ресурсов, справочного аппарата, в том числе развитие умений получения нужной информации с помощью автоматизированных систем и сетей.
Обучение специалиста в режиме непрерывного образования имеет дело не с готовыми системными знаниями, а с информацией, из которой новое знание нужно ещё суметь получить, предполагает не просто владение некоторыми навыками работы с всё возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а способность с их помощью добывать это новое знание. Чем более готов специалист к самоуправлению познавательным процессом в информационной среде, тем успешнее личностный рост профессионала, его социальная востребованность, тем больше его вклад в расширение социокультурного пространства, тем выше его социальная значимость.
В настоящее время учеными определен ряд проблем, возникающих в информационно-обучающей среде вуза. Так А. А. Андреев называет следующие проблемы:
отсутствие теории обучения в современной информационно-обучающей среде,
пробема оптимального состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения,
проблема оптимизации психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде,
проблема готовности преподавателей и обучаемых к вхождению в срвременную информационно-обучающую среду,
воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса,
валеологические проблемы.
Место семейной экономики в образовательной области «Технология» в соответствии с новым государственным стандартом общего образования
С. С. Андрейчук
Стремительное развитие информационных технологий, информатизация общества требуют новых подходов в любой сфере жизнедеятельности общества. Социальные институты: институт образования; семьи и брака не исключение. Они сегодня тоже подвержены влиянию идей информатизации.
Первое с чего мы начнём рассматривать эту тему – социальный институт образования.
С 2001 года Министерство образования РФ начало реализацию крупномасштабного эксперимента по компьютеризации школьной образовательной среды.
В новом стандарте образовательной области «Технология» предполагается создание необходимых условий для овладения школьниками на уроках новой технологической и информационной культурой. В числе приоритетных направлений в преподавании технологии выделены «все виды практической деятельности в программах основной школы направленные на освоение различных технологий обработки материалов, преобразования энергии, информации, объектов природы и социальной среды».
Вопросы применения компьютерной техники в учебном процессе рассматриваются учёными не один десяток лет. Однако, многие новые компьютерные средства обучения в школьной практике преподавания «Технологии» используются редко. Особенно это касается изучения элементов семейной экономики в базовом разделе «Технологии ведения дома». Методика применения прикладных программ в технологической подготовке школьников разработана недостаточно.
В связи с новой концепцией современного образования, которая предусматривает активное внедрение средств информационных технологий во все школьные предметы, мы предлагаем использовать прикладные компьютерные программы типа «Домашняя бухгалтерия», мультимедийные продукты, средства интернет при изучении элементов семейной экономики. На наш взгляд, это будет способствовать повышению эффективности учебного процесса, при методически грамотном использований указанных средств.
«На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5 - 7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся.».
Элементы семейная экономики входят в базисный раздел «Технологии ведения дома» образовательной области «Технология». На изучение этого раздела примерным тематическим планом предусмотрено 12 (6) часов в восьмом классе. Из этого времени на изучение элементов семейной экономики отводится 4 (2) часа.
В целом же на изучение технологии в восьмом классе в соответствии с новым государственным стандартом общего образования отведено на 1 час меньше.
Интересно проанализировать содержание, которое учитель должен довести до школьников за эти 4 (2) часа.
Основные теоретические сведения
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен. Правила безопасного пользования бытовой техникой.
Практические работы
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Усвоение положений законодательства по правам потребителей. Планирование возможной предпринимательской деятельности: обоснование
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ, предприятия торговли.
Как видно, из приведённого основного содержания семейной экономики – объём информации достаточно большой и при помощи традиционных средств обучения реализовать намеченные теоретические сведения и практические работы будет сложно.
Эффективность занятий по семейной экономике будет повышаться во первых за счёт тех преимуществ, которые даёт применение компьютерной техники, выявленные в работах А. Н. Богатырёва, А. В. Коптелова, Г. Н. Некрасовой. Назовём некоторые из этих особенностей, которые будут проявляться в нашем варианте использования компьютерной техники: «возможность работы учащихся с компьютерной техникой в режиме диалога с вытекающим отсюда интересом учащихся к изучаемому материалу; возможность организации полноценной индивидуальной работы учащихся на качественно новом уровне; автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени; использование компьютерной техники как средства межнационального общения и возможности расширенного поиска информации на основе системы Интернет».
Во вторых: за счёт умелого сочетания новых средств обучения и традиционных (слово учителя, учебник и др.). Без сочетания этих средств не возможна реализация системного подхода в обучении, поскольку «компьютер, интернет – это только инструменты среди многих других, которыми пользуется учитель».4 Об этом например говорит Эллен Б. Мандинах – представитель организации Education Development Center,s Center for Children and Technology (New York, USA). «В любых технологиях заложены те или иные возможности, но проявиться они могут только в сочетании с педагогическими приёмами».
Второй социальный институт о котором мы хотели кратко сказать это институт семьей. Из наблюдений, анализа различной информации можно сделать вывод, что семья в России продолжает деградировать. «И это связано не с сегодняшней бедностью большинства семей и не с трагическим крахом миллионов семей в войне 1941-45 гг, и наконец, не с тяжким наследием коммунизма по борьбе с «буржуазной» семьёй, а прежде всего и в основном с глобальным кризисом семьи и невыполнением основных функции по рождению и полноценной социализации новых поколений».5
Можно привести мнение американского историка и социолога Аллана Карлсона. «Анализ разрушения семейной экономики и семейного производства показывает, что в этом повинны не индустриализация с зарождавшейся современной рыночной экономикой, а скорее усилия государства, целенаправленные политические предпочтения индивиду, (а не семье) как первоэлементу той системы, где удобство манипулирования индивидами непомерно усиливает власть и создаваемый ею с помощью государства социальный строй и порядок».
Данное мнение на наш взгляд ближе к истине поскольку известно, что именно государство задаёт «правила игры» для остальных участников экономических отношений, в том числе для домашних хозяйств, и общества в целом.
Сегодня учёные выдвигают смелые идеи по возрождению института семьи. Они заняты поиском такого вида деятельности, «который был бы широко распространён в современном мире и вместе с тем обладал не менее сильной способностью врасти в семью, слиться с ней воедино. Сегодня такое направление мысли уже не кажется утопией и принципиальным решением глобального кризиса семьи вполне может стать такая компьютеризация общества, которая доводится до массовой компьютеризации семейного дома».5
На наш взгляд, через формирование в школе актуальных знаний и умений школьников по использованию средств информационных технологий в семейной экономике, можно приблизить школьников к решению экономических проблем своей семьи. Совместная деятельность родителей и детей по применению средств информационных технологий в семейной экономики может, в некоторой части, способствовать решению кризиса семьи. Для решения этой задачи в соответствии с новым государственным стандартом образования созданы необходимые условия. .Это должно учитываться преподавателями при проставлении оценок за период обучения.
К вопросу использования компьютерных технологий оценки учебной успешности студентов
Л. Н. Новикова, А. Н. Калиниченко, Н. В. Култашева
Эффективное реформирование образовательной системы в современных условиях невозможно без разработки и активного внедрения в процесс обучения новых психолого-педагогических технологий, обеспечивающих наряду с профессиональным формированием обучаемых их личностное развитие. При этом крайне актуальным, на наш взгляд, является использование в учебно-воспитательном процессе технологий, в т. ч. и компьютерных, позволяющих определять учебную успешность студентов, как индивидуальную, так и групповую.
В этой связи на теоретических основах дифференцированного, системно-структурного и системно-деятельностного подходов нами на кафедре военной и экстремальной медицины Ижевской государственной медицинской академии разработана и проходит апробацию «Педагогическая технология оценки учебной успешности студентов». Она предназначена для объективизации контроля качества знаний обучаемых и усиления их мотивации на высокие результаты в обучении по единой методике.
Ее основа – система алгоритмов, функционально направленных на определение параметрического уровня как индивидуальной, так и групповой учебной успешности студентов, которая оценивается по сведенным в модуль параметрам учебного процесса, где 100 единиц успешности (далее ЕУ), являются критерием оптимальности и распределяются по оцениваемым параметрам, например, успеваемости – 50 ЕУ, научной активности – 10 ЕУ, дисциплине – 10 ЕУ, посещаемости занятий – 20 ЕУ, опозданий на них – 10 ЕУ и т. д. Эти ЕУ обучаемые могут либо набрать, либо сохранить, либо в меньшей или большей степени, потерять, что определяется соответствующими уровнями успешности.
При оценке успешности успеваемости за исходные принимаются 50 ЕУ, они же являются оценочными баллами, полученными обучаемыми по 4-х балльной системе 10-тью оценками, из которых вычитаются потерянные ЕУ (баллы), полученные оценками ниже 5. Если обучаемыми получено оценок меньше или больше 10, то их среднее значение ЕУ (ЕУср) умножается на 10, где цифра 10 как в первом, так и во втором случаях выступает в качестве коэффициента перерасчета. При этом объективность оценки успешности возрастает, если количество оценок получаемых обучаемыми, будет либо близким к равному, либо, лучше всего, равным. Это должно учитываться преподавателями при проставлении оценок за период обучения. Здесь же проставляются оценки за учебно-научно-исследовательскую работу: научный доклад на конференции, выступление в роли референта, публикации и т. д. Эти оценки учитываются при расчете среднего балла успеваемости. Кроме того, за обучаемыми, активно участвующими в этой работе, сохраняются исходные 10 ЕУ.
Показатель параметрической успешности (индивидуальный и групповой) выражается как в полученных ЕУ, так и в их средних значениях (ЕУср), расчеты которых могут быть проведены по формуле:
, где:
Хср – средний показатель ЕУ (показатель успешности) либо студента, либо учебной группы, групп и т.д.;
- сумма полученных ЕУ либо студентом, либо учебной группой, группами и т.д.;
n – количество полученных студентом оценок либо количество студентов в группе, либо количество учебных групп и т.д.;
xi – значение просчитываемых показателей либо ЕУ, либо количество студентов в группе, либо количество групп и т.д.
В данной технологии имеет место единая система знаков, используемых преподавателем в журнале учета занятий. Эти знаки символизируют соответствующие (положительные или отрицательные) явления учебно-воспитательного процесса, а их соотношение, обусловленное учебной активностью студентов, предопределяет их качественно-количественную характеристику, т.е. учебную успешность, как индивидуальную, так и групповую. Крайне целесообразно, чтобы с данной системой знаков, помимо преподавателей, были ознакомлены и студенты, т.к. для них эти знаки являются своеобразным «выбором».
Кроме уровня учебной успешности в ЕУ данная технология позволяет определить уровень учебной успешности в баллах. В зависимости от количества набранных студентом ЕУ, за исключением успеваемости, студент получает поощрительные и штрафные баллы, которые распределяются от 0,5 до – 0,5 и либо добавляются к среднему оценочному баллу, либо вычитаются из него, определяя тем самым учебную успешность студентов в баллах от 5,5 до 2,5 без учета оценки, полученной на экзамене.
При этом, критерий оптимальности (без учета ЕУ успеваемости) должен быть равным 100 ЕУ. В приведенном нами примере для этого достаточно распределенные по оцениваемым параметрам ЕУ увеличить в два раза.
Алгоритм определения уровня учебной успешности заключается в последовательном заполнении преподавателем соответствующих граф методической карты ее учета: графа 1 – средний балл; графа 2 – уровень успешности в ЕУ; графа 3 – уровень успешности в ЕУ без учета успеваемости; графа 4 – поощрительные баллы; графа 5 – штрафные баллы; графа 6 – уровень успешности в баллах; графа 7 – экзаменационный балл; графа 8 – оценка уровня учебной успешности в баллах. Следует отметить, что итоговый уровень учебной успешности в баллах при наличии экзамена может быть от 5,25 до 2,25 баллов, при отсутствии экзамена уровень успешности учитывается по уровню успешности в баллах (графа 6). Восстановление ЕУ допустимо лишь при отработке занятий, пропущенных по уважительной причине, а также при отработке неудовлетворительных оценок.
При изучении учебного предмета «Медицина катастроф» на кафедре военной и экстремальной медицины Ижевской государственной медицинской академии экспериментально доказана эффективность предлагаемой технологии. При этом было выявлено следующее:
объективизация контроля качества знаний студентов;
определение степени включенности студента в познавательный процесс;
унификация методики оценки учебной успешности студентов;
широкий оценочный диапазон при сохранении существующей традиционной 4-балльной системы оценки успеваемости обучаемых;
возможность оценки учебной успешности студентов по учебным дисциплинам, сдача экзамена по которым не предусмотрена;
возможность детализированного анализа учебной успешности студентов по ряду критериев учебно-воспитательного процесса с последующей коррекцией их учебной активности;
широкие возможности самоконтроля с последующим выходом на самоорганизацию, саморегулирование учебно-воспитательного процесса, самосовершенствования и саморазвития обучаемых;
соревновательный характер обучения;
повышение посещаемости занятий и снижение опозданий на них;
активизация научно-исследовательской работы студентов;
возможность освобождения студентов от сдачи зачета, например, при уровне учебной успешности - 4,5 и сдачи экзамена, например, при уровне учебной успешности – 5,5;
представление в деканат и учебную часть вуза объективных данных об учебной успешности студентов для решения вопросов назначения стипендии, определения ее размеров, материального и морального поощрения студентов, распределения выпускников по окончании вуза, при зачислении в клиническую интернатуру, ординатуру, аспирантуру.
В целях автоматизации процесса оценивания учебной успешности студентов на основе вышеназванной технологии Республиканским медицинским информационно - аналитическим центром Министерства здравоохранения Удмуртской Республики разработана компьютерная программа «Оценка учебной успешности студентов». Ее опытная эксплуатация позволила организовать учебный процесс на основе учебно-методических карт, где осуществляется оценка и учет учебной успешности (см. табл.1). Как видно из таблицы 1, стало возможным распределение мест среди студентов группы. Программа позволяет на любом этапе определить оценку уровня учебной успешности студента, группы, курса, факультета, вуза в целом.
Таблица 1
Методическая карта учета учебной успешности студентов группы
ВУЗ – Ижевская государственная медицинская академия
Факультет – педиатрический
Кафедра – Военная и экстремальная медицина
Группа – 507
Предмет – Медицина катастроф
Преподаватель – доцент Калиниченко Анатолий Николаевич
№ п/п Фамилия И.О. обучаемых Учебная успешность Распределение ест
средний балл уровень учебной успешности в ЕУ поощрительные баллы штрафные баллы уровень учеб-ной успешности в баллах экзаменацион-ный балл оценка уровня учебной успешности в баллах
с учетом успевае-мости без учета успевае-мости
1 Лузина Е. А. 4,40 84,00 высок 80,00 4,40 5,00 4,70 высок 5
2 Мартынов А. .В. 4,45 79,50 средн 70,00 4,45 3,00 3,73 средн 19
3 Бекманова А. В. 5,00 100,00 наивыс 100,0 0,50 5,50 3,00 4,25 высок 11
4 Васильева Т. А. 4,54 95,40 высш 100,0 0,50 5,04 4,00 4,52 высок 6
5 Кузнецова Е. А. 4,10 71,00 средн 60,00 -0,10 4,00 4,00 4,00 высок 17
6 Невоструева Е. В. 4,60 76,00 средн 60,00 -0,10 4,50 3,00 3,75 средн 18
7 Садырова О. В. 4,30 83,00 высок 80,00 4,30 3,00 3,65 средн 21
8 Шайсултанов Д. Г. 4,50 85,00 высок 80,00 4,50 5,00 4,75 высок 4
9 Агафонова Е. Н. 3,90 79,00 средн 80,00 3,90 3,00 3,45 средн 22
10 Бастракова Е. А. 4,89 88,90 высок 80,00 4,89 5,00 4,95 высок 2
11 Вязкова И. А. 4,55 85,50 высок 80,00 4,55 5,00 4,78 высок 3
12 Захарова Е. В. 5,00 90,00 высш 80,00 5,00 4,00 4,50 высок 7
13 Куклина Е. А. 4,73 87,30 высок 80,00 4,73 4,00 4,37 высок 8
14 Ахмадьянова Е. И. 4,42 84,20 высок 80,00 4,42 4,00 4,21 высок 13
15 Фоминых В. В. 4,45 84,50 высок 80,00 4,45 4,00 4,23 высок 12
16 Андреева А. Г. 4,60 86,00 высок 80,00 4,60 4,00 4,30 высок 10
17 Вяткина Н. С. 5,00 100,00 наивыс 100,0 0,50 5,50 5,00 5,25 наивыс 1
18 Киреева И. Ю. 4,67 86,70 высок 80,00 4,67 4,00 4,34 высок 9
19 Кириллова В. В. 4,40 84,00 высок 80,00 4,40 3,00 3,70 средн 20
20 Лепихина Т. Г. 4,36 78,60 средн 70,00 4,36 4,00 4,18 высок 15
21 Лисина Н. С. 4,40 84,00 высок 80,00 4,40 4,00 4,20 высок 14
22 Лощенов В. Е. 3,00 60,00 низкий 60,00 -0,10 2,90 3,00 2,95 низкий 24
23 Урасин Р. Н. 4,10 66,00 средн 50,00 -0,30 3,80 3,00 3,40 средн 23
24 Чернова О. В. 4,25 82,50 высок 80,00 4,25 4,00 4,13 высок 16
Итого по группе 4,44 83,38 высок 77,92 4,44 3,88 4,16 высок
В заключении следует отметить, что использование данной компьютерной программы открывает широкие возможности для реорганизации учебного процесса и, следовательно, его оптимизации.
В этой статье выравнивание основного текста должно быть «по ширине»
Комплексная подготовка специалистов в высшей школе
В. И. Морозов, А. Н. Калиниченко, А. В. Перевощиков
В системе профессионального обучения студентов медицинских вузов, повышения квалификации и дальнейшей переподготовки специалистов одной из основных целей обучения является подготовка врача к успешному решению профессиональных задач. При этом репродуктивное усвоение учебной информации не может дать ожидаемый результат. В условиях жесткой конкуренции рыночных отношений от специалиста требуются не только знания, умения и профессиональные навыки, но и творческая активность, способность принимать научно обоснованные решения, как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях.
В этой связи возникает необходимость комплексного подхода к подготовке и переподготовке медицинских специалистов в высшей школе. Преодоление трудностей, которые переживает медицинское образование в последнее время, предполагает наряду с организационно-административным, материально-техническим также и учебно-методическое обеспечение в целом и психолого-педагогическое, в частности.
В организации деятельности Ижевской государственной медицинской академии применяется модель непрерывного поэтапного обучения абитуриентов, студентов и врачей. В рамках этой модели можно выделить пять таких этапов. Первый этап – это этап довузовской подготовки, включающий профориентацию, введение в профессию и соответствующую подготовку. Второй этап – этап начального вузовского обучения, на котором учебный материал усваивается на уровне представлений, знаний, понятий. Третий этап включает формирование профессиональных умений (преимущественно умственных, сенсорных), а также элементов творческого мышления по решению разноуровневых нестандартных моделей-задач. В это время используются упражнения с заданным алгоритмом решения, возрастающие по сложности; модульные программы профессиональной деятельности различных тем, разделов, этапов дисциплины в целом, а также междисциплинарные программы. Кроме этого, большое значение в становлении будущего высококвалифицированного специалиста придается автоматизированным обучающим системам.
Четвертый, заключительный этап вузовского обучения, предполагает формирование умений и освоение навыков (умений, доведенных до автоматизма) по выполнению основных видов профессиональной деятельности, способов решения задач и свойств профессионального мышления. На данном этапе средствами обучения являются задания на разработку алгоритмов, формализованные документы, деловые игры, тренажеры, фантомы. В образовательном процессе широко применяются ситуационные задачи с моделированием экстремальных условий профессиональной деятельности подготавливаемого специалиста. Пятый этап (этап последипломного обучения) включает повышение профессиональной подготовки специалиста и поддержание ее на уровне современных требований, что достигается наличием системы учреждений последипломного образования.
На каждом этапе данной системы решаются три взаимосвязанные между собой вопроса. Первый вопрос включает в себя учет требований социального заказа, построение модели специалиста, разработку его паспорта, т.е. квалификационной характеристики. Второй вопрос включает создание программ дисциплин, т.е. целостной системы обучения, когда качество результатов предметного обучения будет востребовано профессией, где порядок изучения предметов создает фундаментальную основу освоения смежных специальностей. Третий вопрос предполагает организацию учебно-воспитательного процесса полностью адекватную требованиям социального заказа.
Реализация целей обучения на каждом этапе, на наш взгляд, обусловит преемственное и последовательное формирование профессиональных качеств медицинского специалиста, необходимых для самореализации в профессии.
Информация как объект гражданского правоотношения
к.ю.н. С. В. Фадеева
Статья 128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.
Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ .
Вопрос об определении правового положения данного, казалось бы, хорошо известного объекта, включая проблему установления его природы и признаков, становится столь актуальным, поскольку является реально существующим объектом действительности, требующим правового регулирования .
Следует отметить, что в структуре объектов гражданских правоотношений информация занимает особое место. Традиционно ее относят к нематериальным объектам, имеющим товарно-денежную оценку . Иными словами, информация является специфическим товаром.
По нашему мнению, к информации как товару должны предъявляться особые требования. Во-первых, принято классифицировать информацию на общедоступную и необщедоступную .
Общедоступную информацию составляют сведения, открытые для ознакомления, познания. Поиск и предоставление таких данных также осуществляется на возмездной основе, но, как правило, по договору возмездного оказания услуг. «Возникают обязательственные отношения, которые основаны на комфортности в получении информационных услуг. Комфортность доступа представляет собой ослабленную монополию, которая выступает не самостоятельно, а в сочетании с основанными на ней обязательствами» .
Необщедоступной информацией соответственно считается та, доступ к которой ограничен или конфиденциальность которой специально охраняется законом. Она представляет особую ценность для товарного экономического оборота именно в силу ее неизвестности третьим лицам .
Таким образом, объектом гражданского оборота является только необщедоступная информация.
Заметим также, что понятие необщедоступной информации включает «ноу-хау». В данном случае информация рассматривается нами как более широкое понятие, поскольку под ней понимаются сведения не только о совершении действий, но и о фактических обстоятельствах, а также имеющие лишь информационное или познавательное значение, не несущие непосредственных рекомендаций .
Вопросы правового регулирования, обеспечения и защиты прав на информацию относятся к числу наименее разработанных в российской цивилистической науке. Правовой режим информации еще находится в стадии становления. Фактически отсутствует практический опыт применения действующего законодательства в данной сфере .
По нашему мнению, признак необщедоступности является основным для любой информации. Любые иные представления о ней как объекте правоотношения оказываются несостоятельными, поскольку конкретизация ее признаков через введение терминов «информационный объект» или «сведения» не отражает самостоятельных свойств данного объекта. Общедоступную информацию составляют сведения, открытые для ознакомления, познания. Поиск и предоставление таких данных также осуществляется на возмездной основе, но, как правило, по договору возмездного оказания услуг. «Возникают обязательственные отношения, которые основаны на комфортности в получении информационных услуг.
Закономерно, смысл включения информации в перечень объектов гражданских прав раскрывается в ст. 139 ГК РФ, предусматривающей защиту служебной и коммерческой тайны. Иными словами, только такая информация является объектом гражданского правоотношения, выступая самостоятельным элементом, на который оказывается правовое воздействие.