Интернет как источник для познания и общения

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня –это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователямина дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только какинструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Можно выделить некоторыепредположения об особенностях общения через Интернет:

1.Анонимность.Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетногохарактера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального иадекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание илипрезентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанностив сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологическогои социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность,ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек всети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков(вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), таккак риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2.Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальнойинформации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеютмеханизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожиданиежелаемых качеств в партнере.

3.Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязываетконтакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4.Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкоестремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается всоздании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоцийсловами (в скобках после основного текста послания).

5.Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируютсебя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.

Причиной обращения к Интернет как инструменту общенияможет быть:

1.Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователибыстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности дляудовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2.Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживанияэмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловленавышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткойнормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желаниемпереживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление кэмоциональному наполнению текста.

Цель данной работы – обратить внимание на проблемы,возникающие в процессе общения в Интернете, а также на специфику этого общения.Это очень актуальная тема в наш век информационных технологий, когда ни однасфера деятельности не может обойтись без сбора и анализа информации в том числеи через Интернет.

В работе использованы материалы изстатей Елены и Вадима Нестеровых «Чаты и некоторые вопросы филологии», «Квопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете»,Ю. М. Лотмана «Нам все необходимо…Лишнего в мире нет», А. Е. Войкунского«Общение опосредованное компьютером». Они обращают особое внимание на спецификуобщения в Интернете, выделяя отличия такого способа коммуникаций от всехостальных. О культуре в Интернете рассказывают И. Паровозов в статье«Разговорчики в статьях» и Р. Лейбов «Язык рисует Интернет». Во второй главеиспользованы материалы из работ американский и английских психологов и социологов,а также выдержки из диссертации кандидата психологических наук А. С. Волович«Особенности социализации выпускников средней школы».

В первой главе мы подробно рассмотрим все формы общения вСети и подробно остановимся на специфике общения в чатах, рассмотрим психологическиеаспекты этой специфики, а также подробно проанализируем, что естьИнтернет-зависимость, ее критерии и причины возникновения.

Во второйглаве приведены данные социологических исследований в Сети, а также рассмотренапроблема девиантного поведения в Интернете.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯВ ИНТЕРНЕТЕ.

Основные формы общения в Интернете и их особенности.

Можно выделить следующие формы общенияв Интернете:

-телеконференция, чат (имеется в виду IRC(Internet Relay Chat), MUDs и переписка по e-mail. Исследователи Интернет -общения обычно разделяют способы общения в Интернете по степени ихинтерактивности.

Наиболееинтерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными -e-mail и телеконференции. В телеконференции и при общении посредством e-mailобщение происходит в режиме off-line, в отличие от чата (IRC) и MUDs, где людиобщаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенногопредмета (например, в конференции relcom.fido.su.windows, как видно по ееназванию, происходят дискуссии о Windows), в то время как чат, опять же какправило, своей темы не имеет. (Хотя существуют и тематические чаты, например,когда какого-нибудь известного человека запускают в канал IRC или web- чат, аон отвечает на все вопросы заинтересовавшихся людей). В чатах по большей частипрактикуется общение ради самого общения, в то время как телеконференции чащевсего посвящены какому-либо определенному предмету. В качестве отдельной формыобщения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от"multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователейобъединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации вчате тем, что происходит on-line, но отличается от него присутствием цели -стремлением выиграть.

Всеназванные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладаеттакой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средстваобщения. Несмотря на то, что в текстовой коммуникации существует возможностьвыражать свои чувства при помощи "смайликов" (которых существуетоколо 100, и их полный набор приводится на странице www.ora.com/catalog/smileys),физическое отсутствие участников коммуникации в акте коммуникации приводит ктому, что чувства можно не только выражать, но и скрывать, равно как и можновыражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает. Поэтому"в Интернете легче вести серьезный разговор"; "в Интернете людиреже обижаются, потому что там это бессмысленно - все равно не видно, как тыобижаешься"; "в Интернете можно общаться с непривлекательными(внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению", "в Интернете можноговорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешаетобщению, хотя ты знаешь, что он старше" (приведены цитаты из бесед спользователями Интернет - подростками). То есть, в Интернете в результатефизической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет своезначение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристикамипартнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом,социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью,а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частьюкоммуникативной компетентности.

Другоеважное следствие физической непредставленности человека в текстовойкоммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору."В виртуальной среде вы вообще можетебыть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола повыбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира.Келли также приводит поговорку: "В Интернете никто не знает, что вы -собака.Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека,предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своемувыбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, особенности коммуникации вИнтернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Карнавальная составляющаякак один из факторов коммуникативногофеномена чатов. Специфика общения в чате.

Александр Житинский когда-то определилчат следующим образом: "Специфическая форма общения на Web'e, называемаяIRC (Internet Relay Chat), или просто chat (беседа, болтовня). Это когда водном месте, на каком то сайте происходит встреча двух или несколькихпользователей в реальном времени. Сайт выполняет роль грифельной доски,на которой пишут послания и передают друг другу". Хотя в последнее время"классические" IRC практически вытеснены "веб-чатами",которые являются уже несколько иным видом программ, достаточно далеко ушедшимот своих "прародителей" IRC, суть явления осталась той же.

Мнения, высказываемые о чатах, в большинстве своем столь же образны,сколь и нелестны. "Тинэйджеровские болталки", "треп всетях", "эскапистский наркотик", "ощущение тихогопомешательства" - вот далеко не самые яркие определения. И на первыйвзгляд - абсолютно справедливые.

При первом посещении чата человек лицезреет страшную мешанину разноцветныхреплик разной степени пристойности, изрекаемых какими-то невообразимымиперсонажами. Какой-нибудь "Недобитый Гоблин" с неумелой грациейобхаживает "Девочку-Мяучелку", а "Чукотский Папуас" и"Heavy LM" выясняют территориальную принадлежность друг друга.

Чем занимаются находящиеся в чате люди понять поначалу довольно сложно.Количество реплик, которые посетители вываливают на экран каждые 15 секунд,довольно велико и при достаточно большом количестве посетителей вы можетенаблюдать исчисляемое десятками количество диа-, три-, кварта- и более -логов(кстати, и монологи никто не отменял), перемешанных "до полученияоднородной массы". А если добавить, что чатлане имеют неискоренимуюпривычку беспардонно влезать в чужие разговоры, и все эти беседы непринужденносливаются и разливаются на множество рукавов, то непривычному к чатовскомуобщению человеку можно с уверенностью гарантировать - ощущение какофонии непокинет больше вас!!!

Темы разговоров тоже на первый взгляд отнюдь не отличаются упорядоченностьюи серьезной академичностью. Подавляющее большинство реплик - это флирт разнойстепени, посильные состязания в остроумии и глубокомысленные замечания о том,что "Вчера так погудели, аж башка трещит" или "У меня молокоубежало".

Для полноты картины можно добавить ежесекундную вероятность нарваться напрямое матерное оскорбление, либо (что гораздо обидней) еще большую вероятностьпросто полного и всеобщего игнорирования тебя и твоих реплик, периодическое"зависание" компьютера из-за перегруженности и т.д.

Однако остается один, но глобальный вопрос. Хотим мы того или нет, но чатыбыли и остаются едва ли не самыми посещаемыми местами в Русском Интернете. Кпримеру, в весьма популярном чате "Отель "У Максима"" числозарегистрированных пользователей обычно превышает 8 тысяч, за день егопосещают, в среднем, около 1000 человек, а одновременно в чате иногда находитсяболее 100.

Если обратится к статистике, то по данным "топ-рейтинга" самойпопулярной русскоязычной поисковой системы "Rambler", которыйбазируется на подсчете количества обращений к тем или иным сайтам, чатыявляются третьей по популярности группой сайтов в "Русском Интернете"после порно-сайтов и сайтов с "фриварными" (бесплатнораспространяемыми) программами.Авторы не располагают данными о продолжительности пребывания на сайтах, но сбольшой долей вероятности можно предположить, что в этом отношении чатыявляются абсолютными лидерами. Случаи, когда люди проводят в чатах до 15-18часов подряд, причем едва ли не каждый день, в чатах являются отнюдь небеспрецедентными (таковым считается просиживание там в течении двух суток,такое тоже отмечено). Но даже среднестатистические закрепившиеся посетителичата, пришедшие пообщаться, редко покидают его раньше чем через полчаса, времяже нахождения на сайтах других типов, как правило, меньше. На мой взгляд почислу отвлекаемых на себя "человеко-часов" чаты - едва ли неабсолютный лидер "Русского Интернета".

Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальномфеномене. Почему же люди становятся "профессиональными собеседниками"и зачем они тратят свое время и (что гораздо более серьезно в нынешних условиях)деньги на пустопорожнюю болтовню в мало располагающих для этого условиях.

Унас, у чатлан,

Наэкранах фреймов -

Премного,и пол у нас разный.

Июмор у нас суперклассный.

Что имеется в виду под "малорасполагающими условиями?" Дело в том, что межличностное общение вреальности и в чате существенно отличается. В чате вам придется усвоитьсовершенно иные формы и принципы общения.

Основная проблема, препятствующая общению в чате - это крайняя скудостьсредств, имеющихся в вашем распоряжении. Первое, что лежит на поверхности исразу бросается в глаза - "растворенная телесность", - отсутствиетела как такового. В результате чего люди не могут быть представлены друг другуиначе, чем через тексты и только лишь через тексты. В пределе текст ичеловек, родивший его, становятся тождественными, ведь ничего нет кроме текста.В реальности не виртуальной в коммуникации всегда участвует и тело, создающеесвой собственный текст, который, накладываясь на Слово, и создает образчеловека.

Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных (паралингвистических)средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной окраски,тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевогообщения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при обычнойкоммуникации в акте общения невербальная коммуникация определяет до 55 %результата.

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована,поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередьбыл определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путемвведения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированныхэмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile"- "улыбка":-), :*), %), 8-( итак далее), которые получили чрезвычайно широкое распространение.

Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократнопредпринимались попытки присвоить и закрепить обозначение определенныхэмоциональных состояний за определенными смайликами, однако все они оказалисьбезуспешными.

Фактически, на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоциональноокрашенном отношении автора к тексту (причем вид смайлика никакого значения неимеет), просто передавая направленность и степень его эмоций по примерно такойшкале :-)))), :-), :-|, :-(, :-(((( Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Многие создатели чатовосознано или интуитивно пытаются решить эту проблему (к примеру, в чате"Беседы в песочнице" в распоряжении посетителей набор нарисованныхрожиц, которыми они могут иллюстрировать свои реплики), однако по-настоящемуудачных решений пока не встречалось.

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентированиячасти высказывания в виртуальном общении используется так называемый"капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнегорегистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), которыйповсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.

Смысловой ряд тела при виртуальном общении компенсируется следующимобразом. Не в силах мириться со своей "эфирностью", чатлане,практически с самого возникновения этой формы коммуникации, не ограничивалисьтолько прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой во многих чатах возможностьюработать не только в функции "Сказать", но и в функции "Сделать",задача которой описать происходящие с телом трансформации. Это, прежде всего,дало возможность точнее формулировать эмоциональный и смысловой контекст.Помимо функции "Сделать", в чатах широко используются и ремарки.

Сравните два высказывания:

1)Хочу.

2) "Хочу" - робко говорит Бизон, стоя у входа и стыдливо теребякончик галстука"

Проблема нехватки паралингвистических средств характерна для всех формсетевого общения, однако в чатах эта проблема максимально болезненна (неслучайно компенсация смыслового ряда тела присутствует только в чатах), так каквсе это усугубляется тем, что общение происходит в режиме реального времени. Усобеседников, по сути, отсутствует время на размышления над литературной формойсвоего высказывания. Максимально допустимая временнаяфора для ответа - 1-3 минуты, после этого смысла в ответебудет уже немного. Так как на экран одновременно выплескиваетсябольшое количество реплик, то через несколько минут послание,на которое вы отвечаете, будет безнадежно погребено под массой позднейших и онем забудут все, в том числе и автор.

Из технических особенностей чата вытекает и еще одна особенность общения.Из-за того, что на экран одновременно поступает множество реплик, ограничениеих объема является насущной необходимостью. Как правило, объем реплики в чатесоставляет в среднем три нераспространенных предложения. Именно по этой причинев чатах часто весьма затруднены глубокомысленные беседы, которые являютсяосновным достоинством и недостатком другой глобальной формы сетевого общения -конференций.

Таким образом, в чатах человек вынужден общаться в эпистолярном жанре,который в реальной жизни большинство людей использует достаточно редко, аписьменное оформление мыслей должно быть быстрым и лаконичным. Но при этом необходимомаксимально точно донести свою мысль, так как вероятность искажениявкладываемого тобой смысла при "обратной развертке" в головесобеседника довольно велика.

Естественно, одной из основных проблем при виртуальной коммуникацииявляется проблема неадекватности восприятия друг друга. Не случайно именно присетевом общении тема "ты меня неправильно понял" всплывает напорядок чаще, чем при реальном.

Кстати, массовое распространение "смайликов" - во многомследствие проблемы неадекватности восприятия. Давно замечена тенденция - чемдольше человек в Сети, тем чаще он употребляет смайлики, у старожилов смайликомснабжено едва ли не каждое предложение. По сути, смайлики приобрели новоесимволическое значение - это не только показатель эмоционального состояниясобеседника, но и сигнал, подчеркивающий несерьезность послания - "неотносись к этому высказыванию серьезно, это просто треп, из которого не стоитделать никаких значимых выводов". Послания, не снабженные смайликами,обычно воспринимаются как значимое для автора высказывание и новички оченьчасто обжигаются на этом - послания, которые им казались абсолютно невинными,собеседникам - в силу неадекватного восприятия, - кажутся двусмысленными,обидными и даже оскорбительными.

Именно благодаря вышеперечисленным факторам чаты частенько характеризуютсядонельзя примитивными и весьма облегченными репликами, скрывающими коротенькиемысли. Но примитивность общения возникает не из-за примитивности егообитателей, а из-за технической невозможности нормального, полноценногообщения. Однако эти же коммуникативные препятствия провоцируют и обратнуютенденцию. Вынужденные не "растекаться мыслью по древу" обитателичата быстро обучаются умению концентрировано излагать свои мысли и частеньковыдают "на-гора" настоящие перлы народной мудрости.

Вот ник написал свой как собственный name,

Слегка попотев над password'ом.

И чувствуствую я, что сейчас будет ОК,

Когда полетят чат-аккорды.

У этих чатлан

Все ники - обман, -

Тут с ними нельзя состязаться:

То явятся, то растворяться....

Мы достаточно подробно остановились наспецифике чатовского общения, однако вопрос остался открытым - чем, привсех упомянутых сложностях общения, объяснить популярность чатов?На наш взгляд, несомненная привлекательность чатов отнюдь не только ввозможности широкого общения. Безусловно, коммуникативную нагрузку чат несет, идовольно большую. Но только ли ее? Как известно, участники большинства"раскрученных" чатов практикуют встречи в реальности ("вреале" - на чатовском сленге). Казалось бы: люди, которых связывает толькосовместное времяпрепровождение, попадают в условия, максимально удобные дляобщения, лишенные тех недостатков, о которых говорилось выше. Но наблюдаетсялюбопытный парадокс - часто общение в чате даже для тех людей, которые имеютвозможность поддерживать отношения в реальности, остается превалирующим, ареальное общение - в лучшем случае дополнительным.

Косвенным подтверждением этого тезиса служит и тот факт, что большинствоучастников чата - это вовсе не люди в возрасте "за 30", для которыхпредоставляемые обществом возможности к расширению круга общения минимальны.Тридцати- и сорокалетние в чате скорее исключение, чем правило. Подавляющеебольшинство "чатлан" - это люди в возрасте максимальныхкоммуникативных возможностей - от 13 до 25 лет.

Почему же виртуальное общение, несмотря на все его недостатки, о которыхупомянуто выше, все таки выжило и доказало свою жизнеспособность, ведь"умирание" любых суррогатов реального мира - вопрос времени, вспомнимхотя бы нашумевших "тамагочи"?

На мой взгляд, в чат людей тянет отнюдь не возможность завести новые знакомствас тем, чтобы, по возможности, продолжить их в реальности. Возьму на себясмелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общенияявляется безусловно важной, но все-таки второстепенной функцией чата.

Первичная же функция чата - бытийная. Чат - это не клуб знакомств, это реальнаяжизнь, проживаемая в ином мире. Посетители чата не общаются в нем, они в немживут. Именно поэтому, на мой взгляд, основная проблема авторов, не увидевших вчатах ничего, кроме перемалывания времени в пустопорожних беседах - это их невключенностьв действие.

Нельзя понять сути чата, не участвуя в нем. Если ты не будешь жить вэтом мире, ты его просто не разглядишь. Метод "невключенногонаблюдения" нельзя использовать при проработке методов исследования, таккак коммуникативное пространство чата просто отторгает посторонних, непринявших правила игры. Это касается не только людей, изначально скептически настроенныхк чатам. "Вписаться" в чат с первой попытки удается далеко не всемдаже искренне этого желающим.

Недавно добавили