Вопрос о выявлении связи эмпатии и самооценки
В настоящее время всё больше внимания уделяется осмыслению взаимодействия различных психологических феноменов. Именно поэтому, изучая роль и место самооценки у школьников в период перехода из начальной школы в основную, мы обратились к анализу понятия «эмпатия», которое традиционно связывается исследователями с отношениями между людьми, содержанием их общения. Эмпатический отклик детей на характер отношений и общения, на их изменение в благоприятную или неблагоприятную сторону является проявлением их «борьбы» за своё положение, за свою позицию среди людей из ближайшего окружения. При этом важную роль играет представление ребёнка о себе. Т.Я.Розен [1] подчёркивалось, что люди с адекватной самооценкой доброжелательны к другим и, наоборот, с заниженной самооценкой нередко проецируют на другого свои отрицательные качества и проявляют по отношению к нему недоброжелательность. Эмпатические отношения включают в себя процесс адекватного представления. Правильно представить – значит адекватно воспринять то, что происходит как внутри самого человека, так и внутри другого.
Рассмотрим сущность каждого компонента.
Значимый вклад в понимании самооценки личности, возможностей её формирования накоплен в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу и др.). К.Роджерс утверждал, что наша личность становится видимой для неё посредством отношений с другими [2]. Он отмечал, что решающее значение для нормального психического состояния человека имеет «согласие с самим собой», по другому, адекватное отношение и к себе, и к своим возможностям.
В отечественной психологии самооценка характеризуется как сторона самосознания, его личностный аспект. По мнению А.И.Липкиной в самооценке представлен ряд параметров психической деятельности личности, такие как её притязания, как отношение субъекта к самому себе, своим обязанностям[3].
Самооценка как компонент сознания, включает наряду со знанием о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, места в системе отношений с другими людьми. Способность оценивать себя закладывается в раннем детстве, а её развитие и совершенствование происходит на протяжении все жизни человека. Важнейшим условием становления самооценки являются отношения, которые складываются между людьми в ходе образования сложной системы психологических контактов. По мнению А.В.Петровского, психологический контакт - это определённый уровень взаимопонимания, позволяющий индивидам осуществлять и координировать совместные действия, а также, реализовывать общие цели[4]. Любой контакт предлагает двустороннюю связь, требующую взаимопонимания. Самооценка же имплицитно «входит» в структуру регуляции поведения и «участвует» в организации взаимодействия индивида с окружающими людьми. Более того, понятие «самооценка» и «отношение человека к себе» у И.И.Чесноковой тождественны[5]. Отношение к себе развивается из многих отношений, в том числе и из взаимоотношений людей, которые строятся на основе механизмов принятия и познания другого, проникновения в его внутренний мир.
Отношение к себе включает эмоции, характеризующиеся переживаниями личности.
Обратимся к понятию «переживание» в контексте рассматриваемой нами проблемы. С.Л.Рубинштейн указывает на тот факт, что переживания субъективны и выражают отношения личности к окружающему [6]. Л.С.Выготский, рассматривая эмоции, утверждал, что переживания есть центральное звено в психическом развитии ребёнка, и, что эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все формы его поведения[7]. В.П.Кузьмина, базируясь на разработках Л.С.Выготского, пишет о том, что «система отношений определяет характер переживаний человека, его поведенческие реакции на внешние воздействия[8]. К.А.Абульханова-Славскаяо отмечает, что благодаря переживаниям осознаётся личностный смысл происходящего, осуществляется регуляция поведения субъекта[9].
Эмпатия в психологии рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния. В данной интерпретации термина присутствует понятие «переживание». Т.Т.Гаврилова считает, что более простой формой эмпатии является сопереживание, соотносимое с собой и направленное, в большей степени, на себя[10]. Данная форма эмпатии способствует развитию эгоистических способов поведения и стратегии взаимодействия «за себя». Самооценка же, являясь одной из значимых характеристик личности, по мнению Р.М.Грановской «подразумевает оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и своего отношения к другим членам группы» [11].
А.А.Бодалёв и Н.В.Васина проанализировав психологическую литературу по проблеме эмпатии, указывают на наметившуюся тенденцию определять эмпатию как «особого рода эмоцию, содержанием которой является отражённое эмпатом отношение переживающего человека к объективной действительности»[12]. Исследователи, ссылаясь на П.Фресса, подчёркивают роль переживания в эмоциональном соучастии, то есть эмпатии. Далее, исследуя содержание эмпатии, авторы отмечают, что «способность человека представить себя на месте другого, тесно связана с эмоциональной сферой личности и является производной от формирования образа переживающего».
По нашему мнению, «образ переживающего» соотносится с образом «Я - оценивающего», что в более общем виде может быть представлено как интеллектуализация отношения человека к себе.
Итак, обобщая все определения самооценки как психологического феномена допустимо предположить, что присутствующий в них конструкт «отношения» можно рассматривать как сочетание «переживаемое отношение». При этом следует иметь в виду, что «переживаемое отношения» это не все отношения, а только обуславливающие взаимоотношения индивида с окружающими его людьми. Таким образом, «переживания», «отношения», присутствуют в понятиях «эмпатия» и «самооценка».
Выразим выделенные зависимости обозначенных понятий в схеме 1.