Музей истории села – системообразующий элемент краеведческой работы Среднеивкинской школы

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 
Музей истории села – системообразующий элемент краеведческой работы Среднеивкинской школы

 

Огородникова Светлана Витальевна, учитель истории МОУ-СОШ

с. Среднеивкино Верхошижемского района Кировской

области, руководитель музея истории с. Среднеивкино

В учебно – воспитательном плане МОУ – СОШ с.Среднеивкино важное место занимает краеведческое направление. Системообразующим фактором краеведческой работы школы является МИССИ – музей истории села Среднеивкино.

Факт осознания необходимости и важности создания музея в нашей школе присутствовал давно, но длительное время в силу ряда обстоятельств он оставался на уровне идеи. Начиная с 2000 года, работа в этом направлении активизировалась. Музей создаётся в соответствии с проектом, разработанным оргкомитетом по созданию музея, в состав которого входят директор школы, заместитель директора по УВР, учитель истории, специалист агрофирмы по социальным вопросам. Проект в 2004 году участвовал во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации»,авторский коллектив был награждён медалью Януша Корчака, дипломами Научного совета конкурса.

Сегодня мы вправе констатировать: за 5 лет сделано достаточно много. 9 мая 2005 года, в день 60 – летия Великой Победы, музей открыл двери для посетителей. В настоящее время готовятся документы для паспортизации музея. Его создание – один из результатов реализации программы районной экспериментальной педагогической площадки, действующей на базе Среднеивкинской школы с 1999 года. Научным руководителем РЭПП является кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Кировского ИПК и ПРО Ларина В.П. В рамках деятельности РЭПП была разработана подпрограмма сотрудничества Среднеивкинской школы с областным музеем истории народного образования на этапе создания МИССИ. Осуществление подпрограммы происходило под руководством директора указанного музея Головизниной Н.Л.

МИССИ – это музей нового типа, который, отталкиваясь от природно-географических факторов, всесторонне показывает развитие социума в данной местности и даёт перспективы этого развития. Тематика школы проходит в общем контексте и обусловленности. Для такого музея характерны продумывание и реализация архитектурно – художественного решения на профессиональном уровне. Это требует научного руководства процессом создания музея, использования современных технологий, значительных материальных вложений, что обеспечивается сотрудничеством с музеем истории народного образования Кировской области, Верхошижемским краеведческим музеем, совместными усилиями школы, ОАО «Агрофирма Среднеивкино», личной благотворительной инициативы граждан.

Особенностью музея является социальное партнерство школы и ОАО «Агрофирма Среднеивкино». Отношения между школой и агрофирмой строятся на договорной основе.

Музей имеет специальный блок в помещении школы общей площадью 150 кв. метров: 3 зала, рабочий кабинет руководителя, 2 запасника. Материалы расположены в 12 экспозициях. Их тематика: природно-географические факторы, основание села, занятия и быт среднеивкинцев в 18 в. – начале 20 в., начало школьного образования в Среднеивкино, установление Советской власти в селе, первый директор Среднеивкинской школы, среднеивкинцы на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны, соцкультбыт 50 – 80-ых годов 20в., Среднеивкинская школа советского времени, современная школа, знаменитые выпускники, Афганистан и Чечня в судьбе среднеивкинцев. Ведутся работы по оформлению зала «От коммуны до агрофирмы».

С музеем уже ознакомились все учащиеся школы, родители, выпускники школы, ветераны труда, педагогическая общественность района, работники районной администрации, главы сельских округов, заместитель директора по научно – методической работе Кировского ИПК и ПРО, директор Верхошижемского краеведческого музея, директор музея истории народного образования Кировской области.

Школьный музей – это эффективная структурно – организационная форма для реализации дополнительного образования детей в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Музей ведёт работу в соответствии с планом работы на год. Руководит ею оргкомитет и Совет музея. Формы работы разнообразны: разработка и проведение фрагментов уроков по реализации краеведческого компонента учебных программ с использованием материалов музея, классных часов, оформление экспозиций, теоретические занятия по изучению музейного дела, выполнение учебных исследований, участие в конференциях и конкурсах ( в т. ч. областных и всероссийских), сбор и атрибутирование предметов старины, создание архивов устной истории, составление карточек на музейные предметы, массовые мероприятия, публикации в районной газете, шефство над ветеранами, подготовка и проведение экскурсий школьниками и руководителем.

Как результат краеведческой работы, следует отметить повышение интереса школьников, учителей, родителей к краеведческим знаниям, качества исследовательских работ, рост стремления к постижению местных культурных ценностей. Музей способствует формированию у школьников ключевых компетентностей, гражданственности, воспитанию духовности, способности к успешной социализации в обществе.

Негласным девизом МИССИ стали слова заведующего сектором краеведения Российского НИИ культурного и народного наследия В.Е.Туманова: «Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков».

Недавно добавили