Федерализм в Азии
Brian Galligan. Federalism in Asia / Federalism in Asia. Ed. by Baogang He, Brian Galligan, Takashi Inoguchi. Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2007. P. 290-314.
Для стран новой демократии и стран, в которых нет традиций ограниченного и комплексного правления, федерализм is unlikely to be an option? And if chosen is unlikely to work well. Федерализм несовместим с революционной политикой или с радикальной или mass демократией, since it requires разделение властных полномочий и полуавтономную субнациональную сферу управления. Антиколониальные и постколониальные либеральные движения are unlikely to turn к федерализму в объединении и мобилизации общества that has been dominated by a colonial power, особенно если that colonial power has to be repelled by armed struggle rather than negotiated and phased withdrawal. Революционное движение that is mobilized to challenge and defeat an external ruling power or displace a domestic ruling class will need unity of purpose and action. Similarly, военные правительства, которые существуют в constant state of alert to counter foreign threats or pacify их собственный народ или unruly этнические меньшинства выбрать федерализм или уважать его, если он уже является частью конституционной системы. Федерализм нуждается в ограниченном правительстве, то есть если страна нуждается в сильном правительстве, either потому что of its poverty or fragmentation? Или потому что правящая партия is committed to imposing новый социальный строй, федерализм is an unsuitable инструмент. Ограниченное правительство that федерализм offers presupposes a viable и robust non-government realm of activity for much of production и exchange? Другими словами, a market систему. If this is lacking or rudimentary, федерализм будет struggle.
Эти предложения все основаны на определении характерных черт или последствий федерализма… Они помогают нам объяснить, почему fewer азиатские страны than западные восприняли его как систему правления, почему some like Индия, Пакистан и Малайзия have, и почему он не работает хорошо в Пакистане и Малайзии. Индия и Малайзия имеют традиции британского колониального правления, that incorporated элементы of established local rule и achieved самоуправление mainly by negotiation. Эти provided базис для федерализма, который включил элементы субнациональные так же хорошо как национальное управление. Apart от некоторых общих федеративных аспектов, however, эти три азиатские федерации являются quite различны в путях, которые are relevant для нашего изучения федерализма. So too are the унитарные страны, которые имеют eschewed федерализм, Индонезия, Филиппины и Мьянма, потому что их нефедеративные традиции are также instructive in showing почему федерализм не адаптирован странами, которые имеют obvious geographic и многонациональные регионы whose governance федерализм might facilitate.
Содержание:
многонациональный федерализм
регионалистический федерализм
Демократия и федерализм в Пакистане – 101
Semi-democracy and minimalist federalism in Malaysia – 124
Индонезия 144, Филиппины 165, Мьянма 188, Китай 213, 242; Япония 266.
Таблица 1. Символика субъектов федерации
Federal systems of the world: A handbook of federal, confederal and autonomy arrangements. 2-nd. edition. Complited by the Jerusalem Institute for Federal Studies, under the editorship of Daniel J. Elazar. London: Longman Group UK Limited, 1994. Р. 355-356.
государство |
флаг |
гимн |
печать |
Особые лингвистические права |
Австралия - штаты |
+ |
+ |
|
|
Канада |
+ |
+ |
|
+ |
Индия Джамму и Кашмир |
+ |
|
|
|
Малайзия – штаты Сабах, Саравак |
+ + |
+ |
|
|
Малайзия
Persekutan Tanah Malaysia
I. Причины и предпосылки федерализации
1. Предпосылки федерализации (возможность)
а) политические:
б) экономические: + географические ?
в) социальные:
1957: (суверенитет)
Малайцы – 55%
Китайцы – 35%
Индийцы – 10%.
г) духовно-культурные:
Религии – ислам суннитского толка 60% – государственная, буддизм 19%, христианство 9%, индуизм 6%, конфуцианство.
2. Причины федерализации (необходимость)
а) объективные причины:
= внешние:
= внутренние:
б) субъективные причины (мотивация политической элиты и общества в целом):
- популярность идеологии федерализма в обществе;
- воля политический элиты;
- сформированная общественная правовая культура.
II. Федерализация и государственность
1. Федерализация как путь создания* государственности
б) объединение бывших колоний с оформлением их суверенной государственности.
1826 – первое английское колониальное государственное образование на континенте – Стрейтс-сетлментс. В его состав входили: Сингапур, Малакка, Пенанг и провинция Уэлсли.
1896, 01 июля – Перак, Селангор, Негри-Сембилан и Паханг объединились в федерацию.
Суверенитет: 1957, 31 августа – независимость от Великобритании.
1963 – создано независимое государство Малайзия, в состав которой вошли населенные малайцами Сингапур, Сабах и Сарвак.
1965, август – Сингапур вышел из состава федерации.
Особенности:
1. 1896, 01 июля – Перак, Селангор, Негри-Сембилан и Паханг объединились в федерацию.
1914 – в состав Британской Малайи был включен султанат Джохор.
1941, 08 декабря – вторжение японских войск
2. 1946 - После капитуляции Японии вернулись англичане и предложили план создания Малайского Союза (проект регулировал отношение властей к различным этническим группам). Местное население отреагировало резко, была создана Объединенная малайская национальная организация (ОМНО), Малайский Союз оказался нежизнеспособным.
3. 1948, 01 февраля – Малайская федерация, национальное государство малайцев, нацменьшинства (китайцы) чувствовали себя униженными, искали поддержку у коммунистической партии Малайзии (КПМ).
1948, июль – КПМ начала вооруженную борьбу с британским колониальным правительством. Британские власти объявили чрезвычайное положение.
1949 – Великобритания заявила о скором создании независимого малайского государства, ситуация стабилизировалась.
1952 – успешное взаимодействие на выборах партий: ОмалайскойНО и Китайской ассоциации Малайи. Позднее к ним присоединился Индийский конгресс Малайи. В результате объединения этих партий была создана Союзная партия. Число индусов и малайцев в стране достигло 45%. Началась замена англичан на ответственных государственных должностях малайцами.
1957, 31 августа (конституция) – независимость Малайской Федерации от Великобритании.
1963 – создано независимое государство Малайзия, в состав которой вошли населенные малайцами Сингапур, Сабах и Сарвак.
III. Этапы федерализации
1. Протофедерализм:
а) оформление конфедеративного союза;
б) введение отдельных институтов федерализма (представительство территорий в парламенте);
в) предоставление относительной самостоятельности (автономии) отдельным территориям существующего государства;
г) деятельность по подготовке федеративного союза:
- конференции и переговоры;
- договоры и соглашения.
1895 – Договор о федерации и центральной администрации
2. Конституционное оформление федеративного государственно-территориального устройства
а) выработка принципов федеративного устройства и выбор модели федерации;
б) способы принятия федеральной конституции:
- октроирование;
- принятие парламентом;
- принятие особым учредительным органом;
- принятие на референдуме.
3. Формирование институтов федеративной государственности на основе федеральной конституции
- состав федерации;
1896, 01 июля – Перак, Селангор, Негри-Сембилан и Паханг объединились в федерацию. (1895 – Договор о федерации и центральной администрации)
1914 – в состав Британской Малайи был включен султанат Джохор.
1957 - Изначально федерацию составили 11 равноправных государств: 9 малайских султанатов возглавляемых правителями, 2 – Малакка и Пинанг возглавляются назначаемыми губернаторами.
1963 – Федерация Малайзия: Малайкая Федерация, Сингапур, Саравак, Сабах.
1965, август – Сингапур вышел из состава федерации.
- системы органов государственной власти;
Глава государства - верховный правитель (янг ди-пертуан агонг) избирается на 5 лет Советом правителей (в избрании участвуют лишь главы султанатов, а избран может быть только правитель одного из султанатов, достигший совершеннолетия). Верховный правитель формально обладает широкими полномочиями: назначает высших должностных лиц федерации, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, ему принадлежит право созыва и роспуска парламента, утверждения законопроектов, право помилования и т.д. Фактически свои полномочия он осуществляет только по рекомендации правительства. Из девяти монархов каждый пять лет выбирается один сменный король, как правило из соображений старшинства или длительности правления. Король Малайзии играет более ритуальную роль, основные функции управления выполняет парламент.
Законодательная власть - двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). Срок полномочий сенаторов - 6 лет, депутатов палаты представителей (деван райят) - 5 лет.
Исполнительной властью является правительство во главе с премьер-министром, который назначается верховным правителем.
Высшие органы государственной власти на уровне субъектов федерации:
в штатах Кедах, Джохор, Келантан, Паханг, Перак, Селангор, Тренгану – наследные султаны;
в штате Негри-Сембилан – Большой правитель;
в штате Перлис – раджа;
в штатах Малака, Пинанг, Саравак, Сабах – губернаторы, назначаемые Верховным главой Малайзии.
Во главе каждого монархического штата стоит наследный или выборный султан, в остальных штатах - губернатор, назначаемый сроком на 4 года верховным правителем по рекомендации главного министра соответствующего штата. Глава штата назначает правительство штата (исполнительный совет), возглавляемое главным министром. Законодательную власть осуществляют правитель (или губернатор) и законодательное собрание, избираемое населением на 5 лет путем многостепенных выборов.
- системы права;
В каждом султанате имеется собственная Конституция, дарованная султаном и гарантируемая Конституцией Малайзии, и собственные органы власти и управления. Конституции губернаторств объявлены составной частью Конституции страны.
- разграничение компетенции;
- учреждение системы согласования интересов (законодательный процесс, федеральные конференции) и разрешения федеральных споров (судебные и согласительные процедуры, федеральное вторжение).
Andaya B.W., Andaya L.A. History of Malaysia. L., 1982.
Esman M.J. Administration and Development in Malaysia. N.Y., 1972.
Sheridan, Lionel Astor; Groves, Harry E. The Constitution of Malaysia. By L. A. Sheridan, Prof. …and Harry E. Groves… Dobbs Ferry (N. Y.) Oceania publ. 1967. – 398 c. (РНБ СПб)
Smith T.E., Bastin J. Malaysia. L., 1967.
Wu M. A. Introduction to the Malaysian Legal System. 3rd ed., rev. Kuala Lumpur, 1982.
Герасимов А. С. Федерация Малайзии (государственный строй). – Киев, «Наукова думка», 1969. – 256 с. (Казань) (Герц.)
Колосков Б.Т. Малайзия вчера и сегодня: Опыт проблемного исследования истории развивающихся стран. – М., Мысль, 1984. – 303 с. (Библиограф.) (Герц.)
Тюрин В. А. История Малайзии: Кр. очерк. – М., Наука, 1980. – 264 с. (Герц)
Andaya B.W., Andaya L.A. History of Malaysia. L., 1982.
Esman M.J. Administration and Development in Malaysia. N.Y., 1972.
Sheridan, Lionel Astor; Groves, Harry E. The Constitution of Malaysia. By L. A. Sheridan, Prof. …and Harry E. Groves… Dobbs Ferry (N. Y.) Oceania publ. 1967. – 398 c. (РНБ СПб)
Smith T.E., Bastin J. Malaysia. L., 1967.
Wu M. A. Introduction to the Malaysian Legal System. 3rd ed., rev. Kuala Lumpur, 1982.
Герасимов А. С. Федерация Малайзии (государственный строй). – Киев, «Наукова думка», 1969. – 256 с. (Казань) (Герц.)
Колосков Б.Т. Малайзия вчера и сегодня: Опыт проблемного исследования истории развивающихся стран. – М., Мысль, 1984. – 303 с. (Библиограф.) (Герц.)
Тюрин В. А. История Малайзии: Кр. очерк. – М., Наука, 1980. – 264 с. (Герц)
Andaya B.W., Andaya L.A. History of Malaysia. L., 1982.
Esman M.J. Administration and Development in Malaysia. N.Y., 1972.
Sheridan, Lionel Astor; Groves, Harry E. The Constitution of Malaysia. By L. A. Sheridan, Prof. …and Harry E. Groves… Dobbs Ferry (N. Y.) Oceania publ. 1967. – 398 c. (РНБ СПб)
Smith T.E., Bastin J. Malaysia. L., 1967.
Wu M. A. Introduction to the Malaysian Legal System. 3rd ed., rev. Kuala Lumpur, 1982.
Герасимов А. С. Федерация Малайзии (государственный строй). – Киев, «Наукова думка», 1969. – 256 с. (Казань) (Герц.)
Колосков Б.Т. Малайзия вчера и сегодня: Опыт проблемного исследования истории развивающихся стран. – М., Мысль, 1984. – 303 с. (Библиограф.) (Герц.)
Тюрин В. А. История Малайзии: Кр. очерк. – М., Наука, 1980. – 264 с. (Герц)
1896-1946 Федеративные Малайские Штаты,
1946-1948 Малайский Союз
1948-1963 Федерация Малайзия
1874 – Пангкорский договор: британский советник имел право давать рекомендации правителю Перака. Договор послужил моделью для установления аналогичных соглашений с султанатами Селангор, Негри-Сембилан и Паханг.
1969 - Проблемы языка и образования, ослабление Союзной партии, создание министерства национального единства.
Яшлавский А.Э. Федерализм: энциклопедия. – М.: Изд-во МГУ, 2000. С.283–284
XV в. – Малаккский султанат
XVI в. – португальская колония
1641 – голландская колония
К. XVIII – нач. XX вв. – колония Великобритании.
1874 – Пангкорский договор: британский советник имел право давать рекомендации правителю Перака. Договор послужил моделью для установления аналогичных соглашений с султанатами Селангор, Негри-Сембилан и Паханг.
Дата образования федерации – 1896 г.
Столица – г. Путраджайя (до 2007 г. – г. Куала-Лумпур)
Территория – 329 758 кв. км.
Население – 27 496 тыс. чел. (2008 г.): малайцы 59%, китайцы 32%, индийцы 9%.
Государственный язык – малайский.
Религии – ислам суннитского толка 60% – государственная, буддизм 19%, христианство 9%, индуизм 6%, конфуцианство.
Конституция 1963 г.
XV в. – Малаккский султанат
XVI в. – португальская колония
1641 – голландская колония
К. XVIII – нач. XX вв. – колония Великоритании.
31.08.1957 (конституция) – независимость Малайской Федерации, которую составили 11 равноправных государств: 9 малайских султанатов возглавляемых правителями, 2 – Малакка и Пинанг возглавляются назначаемыми губернаторами.
1963 – Федерация Малайзия: Ьалайкая Федерация, Сингапур, Саравак, Сабах.
1965 – сецессия Сингапура.
Состав федерации: 13 штатов и 3 федеральные территории.
№ |
Наименование штата |
Аббреви-атура |
Столица |
Территория кв. км. |
Население тыс. чел. |
Статус |
1 |
Джохор |
JH |
Джохор-Бахру |
18 987 |
2 741 |
султанат |
2 |
Кедах |
KH |
Алур-Сетар |
9 425 |
1 650 |
|
3 |
Келантан |
KN |
Кота-Бару |
15 024 |
1 313 |
|
4 |
Паханг |
PH |
Куантан |
35 965 |
1 288 |
|
5 |
Перак |
PK |
Ипох |
21 005 |
2 051 |
|
6 |
Селангор |
SL |
Шах-Алам |
7 960 |
4 189 |
|
7 |
Тренгану |
TR |
Куала-Тренгану |
12 956 |
899 |
|
8 |
Негери-Сембелан |
NS |
Серембан |
6 644 |
860 |
? |
9 |
Перлис |
PS |
Кангар |
795 |
204 |
королевство |
10 |
Пулау-Пинанг |
PP |
Джородтаун |
1 031 |
1 313 |
губерна-торства |
11 |
Сабах |
SBH |
Кота-Кинабалу |
73 619 |
2 603 |
|
12 |
Саравак |
SWK |
Кучинг |
124 450 |
2 072 |
|
13 |
Малакка |
MK |
– |
1 652 |
636 |
город |
№ |
Наименование |
Аббреви-атура |
Центр |
Территория кв. км. |
Население тыс. чел. |
1 |
Путраджайя |
PTJ |
Путраджайя |
304 |
45 |
2 |
Куала-Лумпур |
KL |
Куала-Лумпур |
243 |
1 379 |
3 |
Лабуан |
LB |
Виктория |
827 |
76 |
Регионализм
№ |
Регион |
Субъекты федерации и федеральные территории |
1 |
Западная Малайзия |
Джохор |
Кедах |
||
Келантан |
||
Паханг |
||
Перак |
||
Селангор |
||
Тренгану |
||
Негери-Сембелан |
||
Перлис |
||
Пулау-Пинанг |
||
Малакка |
||
Путраджайя |
||
Куала-Лумпур |
||
2 |
Восточная Малайзия |
Сабах |
Саравак |
||
Лабуан |
Принцип формирования субъектов федерации – территориальный.
Форма правления – выборная монархия.
Высшие органы государственной власти на уровне субъектов федерации:
в штатах Кедах, Джохор, Келантан, Паханг, Перак, Селангор, Тренгану – наследные султаны;
в штате Негри-Сембилан – Большой правитель;
в штате Перлис – раджа;
в штатах Малака, Пинанг, Саравак, Сабах – губернаторы, назначаемые Верховным главой Малайзии. Во главе каждого монархического штата стоит наследный или выборный султан, в остальных штатах - губернатор, назначаемый сроком на 4 года верховным правителем по рекомендации главного министра соответствующего штата. Глава штата назначает правительство штата (исполнительный совет), возглавляемое главным министром. Законодательную власть осуществляют правитель (или губернатор) и законодательное собрание, избираемое населением на 5 лет путем многостепенных выборов.
Разграничение полномочий –
В состав Малайзии входят 13 штатов и 2 федеральные территории – столица Малайзии город Куала-Лумпур и остров Лабуан (у побережья Сабаха). В девяти штатах правят султаны, каждый из которых на пять лет становится королем Малайзии. В четырех штатах правят губернаторы.
Глава государства - верховный правитель (янг ди-пертуан агонг) избирается на 5 лет Советом правителей (в избрании участвуют лишь главы султанатов, а избран может быть только правитель одного из султанатов, достигший совершеннолетия). Верховный правитель формально обладает широкими полномочиями: назначает высших должностных лиц федерации, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, ему принадлежит право созыва и роспуска парламента, утверждения законопроектов, право помилования и т.д. Фактически свои полномочия он осуществляет только по рекомендации правительства.
Законодательная власть - двухпалатный парламент (Сенат и Палата представителей). Срок полномочий сенаторов - 6 лет, депутатов палаты представителей (деван райят) - 5 лет.
Исполнительной властью является правительство во главе с премьер-министром, который назначается верховным правителем.
В каждом султанате имеется собственная Конституция, дарованная султаном и гарантируемая Конституцией Малайзии, и собственные органы власти и управления. Конституции губернаторств объявлены составной частью Конституции страны.
- Султан Джохор (столица Джохор-Бахру), код:JH
- Султан Кедах (столица Алур-Сетар), код:KH
- Султан Келантан (столица Кота-Бару), код:KN
- Малакка (город), код: MK
- Выборная монархия Негери-Сембелан (столица Серембан), код: NS
- Султанат Паханг (столица Куантан), код:PH
- Султанат Перак (столица Ипох), код:PK
- Королевство Перлис (столица Кангар), код:PS
- Пулау-Пинанг (столица Джородтаун), код:PP или PN
- Султанат Селангор (столица Шах-Алам), код: SL
- Султанат Тренгану (столица Куала-Тренгану), код:TR
- Федеральные территории:
- Путраджайя (новая административная столица), код:PTJ
- Куала-Лумпур (изначальная столица федерации и экономический центр), код:KL
[править] Восточная Малайзия
- Сабах, бывш. Северное Борнео (столица Кота-Кинабалу, бывш. Джесселтон), код:SBH
- Саравак (столица Кучинг), код:SWK
- Султан Джохор (столица Джохор-Бахру), код:JH
- Султан Кедах (столица Алур-Сетар), код:KH
- Султан Келантан (столица Кота-Бару), код:KN
- Малакка (город), код: MK
- Выборная монархия Негери-Сембелан (столица Серембан), код: NS
- Султанат Паханг (столица Куантан), код:PH
- Султанат Перак (столица Ипох), код:PK
- Королевство Перлис (столица Кангар), код:PS
- Пулау-Пинанг (столица Джородтаун), код:PP или PN
- Султанат Селангор (столица Шах-Алам), код: SL
- Султанат Тренгану (столица Куала-Тренгану), код:TR
- Федеральные территории:
- Путраджайя (новая административная столица), код:PTJ
- Куала-Лумпур (изначальная столица федерации и экономический центр), код:KL
[править] Восточная Малайзия
- Сабах, бывш. Северное Борнео (столица Кота-Кинабалу, бывш. Джесселтон), код:SBH
- Саравак (столица Кучинг), код:SWK
Высшие органы государственной власти на федеральном уровне - Семь федеральных государств являются исламскими султанатами, и управляются султанами. Правитель Негери-Сембелана носит традиционный малайский титул Янг Дипертуан Бесар (Yang Dipertuan Besar), правитель Перлиса носит титул раджа. Во всех девяти монархиях выбирается населением премьер-министр (Ментери Бесар). В остальных государствах и федеральных территориях правит губернатор, назначаемый центральным правительством.
Из девяти монархов каждый пять лет выбирается один сменный король, как правило из соображений старшинства или длительности правления. Король Малайзии играет более ритуальную роль, основные функции управления выполняет парламент.