Цветопсихология
Цветопсихология. Изучение личностных характеристик старшеклассников методами цветопсихологии
Попова В. А.,
ГОАУ Кировский экономико-правовой лицей
Работа посвящена практическому исследованию личности, особенностей поведения одноклассников методами цветопсихологии, а тип темперамента и экстраверсии-интроверсии классическими методиками.
Испытуемые – старшие подростки 15-17 лет, 21 человек, мои одноклассники.
Для этого возраста характерно осознание собственной индивидуальности, поиск и открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Наш класс хвалят за то, что мы добрые, веселые, дружные, жизнерадостные, активные, выдумщики в творческих делах. Почему мы такие? Хочется разобраться и понять.
Для начала испытуемым был предложен тест Ж. Ронн-Сюарт [3]. С помощью него выявляется психологический тип личности, выраженный конкретным цветом: синим, желтым, зеленым и красным.
1. Значительную часть 38,1% испытуемых составляют «желтый» психологический тип, если прибавить «желто-зеленых», в сумме получится 61,9%. Это значит, что основная часть испытуемых светлые, «солнечные», жизнерадостные и веселые люди, стремящиеся к искренности и совершенству.
2. «Зеленые» и «Зелено-желтые» в сумме составляют 38,1%. Это значит, что можно спокойно идти вперед, уверенность в себе своих силах и возможностях позволяет все просчитывать и не суетиться. Этим испытуемым, рекомендует автор методики, недостает черт «синего» и «желтого», чтобы быть более гармоничными.
Далее в исследовании нам помогла методика Г. Э. Бреслава [1], состоящая из двух тестов. Тест А: «Определение типа цветового поведения методом самооценки». Эта методика позволяет определить, в какой степени присутствуют проявления всех типов цветового поведения в баллах. Испытуемым было предложено оценить поведенческие черты в баллах от 1 до 5 баллов такие как верность, пессимизм, эмоциональность, самолюбие, резкость и др. После того, как испытуемые были ознакомлены с символикой и характеристиками каждого хромотипа, необходимо было указать в рейтинговом порядке, в какой степени свойственны поведенческие черты каждого хромотипа (тест Б).
1. Сравнительный анализ данных теста А и теста Б показал, что у 10 человек (47,6%) совпадение результатов диагностик. Это говорит о том, что испытуемые рефлексируют свое состояние и поведение, хорошо себя знают.
2. Исследование выявило, что у 11 человек (52,4%) – нет совпадений. У отдельных испытуемых цветовые предпочтения расположились в обратном порядке. Это объясняется тем, что подростки плохо себя знают, находятся в процессе поиска собственной позиции, своего имиджа, стиля поведения.
Мы решили выяснить с помощью исследования типа темперамента, на чем же основаны такие цветовые предпочтения наших испытуемых. Для определения ведущего типа темперамента методом самооценки была использована методика А. Белова [4]. Испытуемым необходимо оценить наличие каждого качества, которое является обычным, повседневным, постоянным.
1. Выяснилось, что в нашем классе нет флегматиков и меланхоликов.
2. Преобладание сангвиников и холериков по 4 человека (19%), а также холерико-сангвиников 8 человек (38%), всего 16 человек или 76,2 %.
3. Более спокойных и уравновешенных 5 человек (23,8%).
Возможно ли выявить, куда направлена активность наших испытуемых? Размышления над этим вопросом привели к поиску методов, которыми можно изучить направленность личности. Определение направленности личности - экстраверсии и интроверсии, методом самооценки методикой С. А. Будасси [2]. Необходимо было оценить каждое из 18 утверждений, обозначив «Да» или «Нет». «Группа» выражает показатель экстраверсии, направленности на внешние контакты, межличностные отношения и деятельность. «Личность» - показатель интроверсии, направленности на свое «Я», ориентации на личностные установки, иногда упрямство или эгоизм.
Таблица 1
Направленность личности
Направленность личности |
Человек |
% |
Экстраверсия (Э) |
9 |
42,8 |
Интроверсия (И) |
8 |
38,0 |
Амбаверт (Э-И) |
4 |
19,0 |
Направленности мотивов: |
|
|
Внешний |
16 |
76,2 |
Внутренний |
5 |
23,8 |
1. В группе испытуемых 9 человек (42,8%) – экстраверты, т. е. люди, чья жизнь и деятельность направлены на общение, эмоциональное переживание событий, бурные реакции, внешнее проявление.
2. 8 человек или 38,0% – интроверты, их жизнь наполнена более глубокими размышлениями, внутренний мир занимает их больше, чем события во вне.
3. 4 человека 19% – амбаверты, т. е. в зависимости от сложившихся обстоятельств, и в коллективе им хорошо, и наедине с самим собой не скучно.
4. Мотивация деятельности личности в данной группе испытуемых такова: у 16 человек (76,2%) – внешняя, т. е. они нуждаются во внешних стимулах, а 5 человек (23,8%) имеют внутреннюю мотивацию, т. е. живут за счет внутренних потенций, самодостаточны и действуют по внутреннему убеждению.
Сопоставляя полученные результаты, мы пришли к выводу, что гипотеза о том, что гармоничный человек действует в соответствии с психологическим типом и особенностями темперамента, подтвердилась полностью.
Батарея тестов была подобрана верно, т. к. все методики взаимосвязаны между собой. Таким образом, имея результаты всех исследований, можно определить, какому цветотипу присущи те или иные характеристики, на что направлена деятельность (на внешнюю среду или внутренний мир), так например, желтому цветотипу, холерику присущи черты экстраверта.
Данная работа показала, что среди опрашиваемых испытуемых, основная часть является людьми гармоничными, что объясняется благоприятной атмосферой в жизни лицея, дома, а также внутренними качествами каждого человека. Исследование позволило мне соприкоснуться с психологической наукой, ближе познакомиться с методами исследования: подобрать и изучить методический аппарат, обработка диагностик оказалась увлекательным делом, особенно интересно было интерпретировать результаты исследования.
Теперь понятно, почему наш класс такой, 2/3 – веселые, оптимисты, подвижные, они задают тон в классе.
Список литературы
1. Г. Э. Бреслав. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб: Б&К, 2000.
2. С. А. Будасси. Личность и эмоции. Краткий психологический практикум. 2 изд. М. Изд-во УРАО, 1998. с. 28.
3. Ж. Ронн-Стюарт. Какой цвет вам соответствует? / Журнал «Psychologies», Ноябрь 2008 г. с. 224-229.
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 5-е изд. Учебник. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2002, с. 672