Беседа "Уважение к старшим и друзьям"

User Rating: 5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

Беседа "Уважение к старшим и друзьям"

Шураков Александр

Киров 2006г

Данная беседа проводилась 24 ноября 2006 года в 7В классе школы № 28.

Цели:

 образовательная: формирование понятий уважительный и уважаемый человек;

 воспитательная: привитие общественных норм морали;

 развивающая: развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: карточки с вопросами (6 штук), бланки для анкеты.

Ход мероприятия.

 На доске заранее записывается эпиграф:

"Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни в тайне. Первым твоим законом должно быть уважение к самому себе."

Пифагор

 В центре доски записывается слово УВАЖЕНИЕ, классу задаётся вопрос: "Что же вы понимаете под словом уважение?". Ученики высказывают свои предложения, наиболее удачные ответы фиксируются на доске. В результате получается схема примерно следующего вида

В итоге формулируется следующее определение: уважение – это готовность в любое время оказать помощь и поддержку.

 Детям задаётся вопрос, согласны они с этим определением или нет, предлагается более детально изучить понятие УВАЖЕНИЕ в ходе дальнейшей работы. Для этого класс делится на 6 групп, каждая из которых должна будет обсудить доставшийся ей вопрос и выбрать одного отвечающего из числа своих членов. Раздаются вопросы. Делаются необходимые пояснения.

Вопросы:

1. Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?

2. Для чего нужно человеку уважение со стороны окружающих его близких людей?

3. Как можно определить, уважают вас или делают вид, что уважают?

4. Правильно ли выражение "Уважай других, и тебя будут уважать"? Почему?

5. Нужно ли уважать старших? Почему? (на примере родителей, ветеранов Великой Отечественной войны)

6. Каким должен быть человек, чтобы его уважали?

Даётся 5 минут на обсуждение, после чего каждая из групп 1-6 предлагает свой вариант ответа на вопрос, делаются необходимые комментарии.

 Предлагается более чётко ответить на 6-ой вопрос. С этой целью приводится ряд определений из словаря Ожегова.

Авторитет – общепризнанное значение, влияние, общее уважение.

Авторитетный – заслуживающий безусловного доверия.

Доверие – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности и правильности чего-нибудь. Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Уважать – относится с уважением к чему-нибудь, принимать во внимание и соблюдать чьи-нибудь интересы.

На основе анализа определений делается вывод: чтобы тебя уважали, нужно завоевать доверие окружающих, т. е. быть добросовестным и искренним.

 Проводится анкета "Кого я уважаю в нашем классе". Для этого раздаются бланки, каждому школьнику предлагается записать фамилии трёх учеников класса, которых он уважает больше всего.

 Подводится итог, детям задаются вопросы (опрос можно провести по группам): "Что понравилось? Что нового узнали? Что, на ваш взгляд, было для вас полезным?".

Анализ беседы:

Данное мероприятие проводилось среди учеников 7 класса, возраст учащихся составил 13-14 лет, т.е. выбор темы, посвящённой моральным аспектам, весьма целесообразен и актуален.

В течение беседы перед учащимися создавались проблемные ситуации, из которых они пытались найти выход – предлагали свои варианты ответов на вопросы, выдвигали гипотезы. Большая часть класса давала неплохие ответы на поставленные вопросы практически моментально, ученики достаточно хорошо аргументировали свою точку зрения, хотя некоторым школьникам все же требовалась небольшая подсказка со стороны учителя или товарища. Следует также отметить и тот факт, что не все ученики сразу подключились к обсуждению проблемы, некоторым требовался дополнительный стимул для включения в продуктивный диалог.

Анализируя данное воспитательное мероприятие, можно отметить, что поставленные изначально цели были достигнуты. Ученики овладели знанием понятий "уважаемый" и "уважительный", усвоили для себя, каким должен быть человек, чтобы его уважали. При проведении данного мероприятия использовались методы беседы, анкетирования, методика критического мышления, а также сочетались формы групповой и фронтальной работы с учащимися.