ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ТЕЧЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

О. В. Тулякова, М. С. Авдеева

ГОУ ВПО “Вятский государственный гуманитарный университет”, г. Киров

Физиологичное протекание внутриутробного развития является важной предпосылкой формирования здоровья ребенка, в то время как беременность, предшествующая рождению современных детей, проходит на фоне токсикозов и угрозы выкидыша [2].

В ряде исследований показано, что осложнения перинатального периода негативно влияют на морфофенотип и адаптацию новорожденных, здоровье детей раннего возраста [1-4, 7, 8] и школьников 7-12 лет [5, 6, 11], а также на половое развитие девочек и подростков [9, 13].

Так показано [8], что уровень здоровья детей до двух лет достоверно изменяется в зависимости от количества факторов перинатальной патологии их матерей. Показано, что внутриутробная гипоксия плода, а также внутриутробные микротравматические повреждения головного мозга, субклинические формы натальной травмы головного мозга и шейного отдела позвоночника могут являться причиной нарушения механизмов регуляции кислородзависимых систем энергообеспечения, что приводит к снижению стрессорной устойчивости организма ребенка и ограничению компенсаторно-приспособительных возможностей [12].

В работе, включавшей обс­ледование 3000 московских детей в возрасте от 3 до 15 лет, еще раз подтверждено значение на­чальных стадий индивидуального роста и разви­тия для всего последующего онтогенеза, для периодов первого, второго детства и даже пубертата [7].

Особую актуальность в связи с этим приобретают ис­следования морфофункционального состояния детей млад­шего школьного возраста, у которых онтогенетическая адап­тация наслаивается на процессы психоэмоционального и функционального приспособления к учебным нагрузкам [10].

В то же время в литературе не встречается данных о лонгитюдном или ретроспективном исследовании физического развития детей с рождения до 7 лет, имеющих в анамнезе неблагоприятные факторы протекания перинатального периода.

Литература по двиг кач и навыкам

Цель нашего исследования – изучить влияние негативных факторов перинатального анамнеза на физическое развитие и на развитие двигательной сферы первоклассников.

Материалы и методы исследования. Данные, касающиеся течения беременности и родов матерей 919 первоклассников 17-ти школ г. Кирова, собирались ретроспективно, путем выкопировки из медицинских карт (из учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка»). Исследование перинатального анамнеза включало в себя анализ более 50 показателей, в том числе интегральных: осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности, осложненное течение родов (табл. 1).

Таблица 1

Показатели и патологии перинатального анамнеза

Показатели

Патологии перинатального анамнеза

Осложненный акушерский анамнез

Наличие абортов, выкидышей, рождение мертвых детей до данной беременности, юные первородящие – до 18 лет и возрастные первородящие – после 30 лет, 4-е и последующие роды

Осложненное течение беременности

Токсикоз 1-й и/или 2-й половины беременности, анемия, угроза прерывания беременности, фетоплацентарная недостаточность, инфекции

Осложненное течение родов

Быстрые или стремительные роды, роды путем экстренного кесарева сечения, дискоординация родовой деятельности, отслойка плаценты, узкий таз, слабость родовой деятельности, пособия в родах, раннее излитие околоплодных вод; асфиксия, гипоксия плода, острые нарушения мозгового кровообращения, патология пуповины, родовая травма, затрудненное выведение плечиков

Для изучения физического развития у 919 первоклассников по стандартным методикам оценивали величину абсолютных (рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК) и экскурсия грудной клетки) и относительных (массо-ростовой индекс, индекс Рорера, индекс Пинье, индекс Кеттле) антропометрических показателей и физиометрических показателей (жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кисти, величина пробы Штанге). Соматотип и гармоничность физического развития определяли с помощью центильных таблиц, составленных для детей г. Кирова. Состояние сердечно-сосудистой системы оценивали однократно в феврале-марте по принятым методикам. Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы замеряли частоту сердечных сокращений и показатели артериального давления, на основании чего рассчитывали ряд дополнительных показателей: пульсовое давление, среднее давление, коэффициент экономичности кровообращения, коэффициент выносливости. Физическую работоспособность оценивали по максимальному потреблению кислорода степэргометрическим методом.

Для изучения влияния отдельных патологий внутриутробного периода на физическое развитие первоклассников из 919 школьников нами была выделена группа контроля – 64 ребенка, внутриутробное развитие которых протекало без осложнений и методом случайной выборки сформированы массивы детей, имеющих в анамнезе одну из наиболее распространенных патологий беременности (поздний гестоз, анемию матери и ФПН). Группы сравнения соответствовали контрольной по количеству детей и соотношению мальчиков и девочек.

Для изучения влияния интегральных показателей (осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности и родов) на двигательные качества первоклассников из 919 школьников нами была выделена группа контроля – 43 школьника с физиологичным перинатальным этапом развития, т. е. без осложнений акушерского анамнеза, беременности и родов. Затем методом случайной выборки были взяты 43 ребенка с осложненным перинатальным этапом развития, который включал осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности и родов.

У этих детей (86 человек) по стандартным методикам мы оценивали уровень развития основных двигательных качеств: быстрота, координация, скоростная сила, гибкость, силовая выносливость, статокинетическая устойчивость, статокинетическая координация и уровень физической работоспособности. В условиях спортивного зала и школьного стадиона на основании возраст­но‑по­ловых нормативов школьной программы проводили тестирование основных физических качеств в упражнениях: быстроту оценивали по скорости бега на 30 м, координацию – по скорости челночного бега (3 х 10 м), скоростную силу по длине прыжка с места, гибкость – по длине наклона из положения сидя на полу, силовую выносливость по количеству подтягиваний на перекладине для мальчиков и подтягиваний на низкой перекладине из виса лежа для девочек. Для оценки статокинетической устойчивости использовали пробу Воячека, статокинетическую координацию оценивали по адаптированной пробе Ромберга [4]. Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК [5, 6] по мощности работы и частоте сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ‑теста (восхождение на скамейку высотой 0,35 м в течение 4 мин. с частотой 20 циклов в минуту).

Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке. Вычисляли среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего (m), что выражали в тексте и таблицах в виде М±m. Различия оценивали по критерию Стьюдента (t) и считали их достоверными при р<0,05 [7].

Результаты и их обсуждение. При анализе протекания перинатального периода нами установлено, что у 6,96% (64 ребенка, 38 мальчиков и 26 девочек) внутриутробное развитие и роды протекали без осложнений, у 13,06% (120 детей) матери имели поздний гестоз, у 18,28% (168 детей) матери имели во время беременности анемию, у 15,78% (145 детей) – фетоплацентарную недостаточность (ФПН). Следовательно в популяции детей г. Кирова значителен процент лиц, имеющих различные отклонения перинатального анамнеза и только у 6,96% перинатальный период протекает без патологий.

В результате изучения физического развития установлено, что у детей, матери которых имели поздний гестоз, по сравнению с детьми контрольной группы, ниже ОГК (59,96±0,34 см против 61,06±0,42 см*) и индекс Рорера (11,67±0,14 кг/м3 против 12,15±0,17 кг/м3*), выше пульсовое давление (40,70±1,15 мм рт. ст. против 37,37±1,08 мм рт. ст.*) и ниже коэффициент выносливости (21,96±0,68 против 23,99±0,77*). Таким образом, поздний гестоз оказывает негативное влияние на такие антропометрические показатели, как индекс Рорера и ОГК. Как известно, индекс Рорера отражает отношение веса тела к его длине и в известной мере характеризует плотность тела, а его снижение может свидетельствовать об тенденции к астенизации. Влияние позднего гестоза на физиологические показатели проявляется в повышении пульсового давления и снижении коэффициента выносливости, что говорит об усилении деятельности сердечно-сосудистой системы.

Первоклассники, матери которых перенесли во время беременности анемию, не отличаются от детей контрольной группы по антропометрическим и физиологическим показателям.

У детей, матери которых перенесли ФПН, по сравнению с детьми контрольной группы, меньше процент имеющих гармоничное развитие (64,86±7,85% против 88,57±5,38%*), и ниже значение жизненной емкости легких (56,16±1,01 л против 60,37±1,22 л*). Таким образом, первоклассники, матери которых перенесли ФПН, не отличались от детей контрольной группы по величине антропометрических показателей, но имели более низкую ЖЕЛ и более высокую вероятность дисгармоничного развития.

В целом патологии перинатального периода оказывают различное по силе воздействия влияние на компоненты физического развития детей. Поздний гестоз в анамнезе оказывает влияние на антропометрические (индекс Рорера и ОГК) и физиометрические (пульсовое давление и коэффициент выносливости) показатели. Наличие анемии в анамнезе не оказывает выраженного воздействия. Наличие ФПН в анамнезе проявляется в более низком значении ЖЕЛ и более высокой вероятности дисгармоничного физического развития первоклассников.

По результатам исследования уровня развития двигательных качеств были получены следующие данные (табл. 2): у детей с осложненным перинатальным этапом развития в сравнении с детьми, имеющими физиологический перинатальный этап развития достоверно больше время челночного бега, что показано как для мальчиков, так и для девочек. Это свидетельствует о более низком уровне развития координационных способностей детей с осложненным перинатальным этапом развития.

Таблица 2

Таким образом, нами впервые показан негативный характер влияния факторов риска раннего развития на уровень формирования координационных способностей первоклассников, что подтверждает целесообразность дополнительных занятий с детьми, имеющими осложненный перинатальный этап развития. Следует отметить, что в формировании остальных двигательных качеств достоверных различий не выявлено. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.

Ранее было показано, что наличие в анамнезе неблагоприятного течения перинатального периода [10], проявилось в наличии у детей электроэнцефалографических признаков незрелости коры больших полушарий головного мозга. Также в литературе имеются данные о том, что неблагоприятное течение перинатального периода оказывает негативное влияние на развитие высших психических функций первоклассников и на успешность их образовательной деятельности [11].

Таким образом, результаты наших исследований и данные литературы указывают на то, что осложненное течение перинатального периода негативно отражается и на физическом развитии ребенка (что можно наблюдать и на 8‑м году постнатального развития, и значительно позже), и на состоянии многих структур мозга (что проявляется в отставании развития его двигательной и интеллектуальной систем), и на состоянии его вегетативной нервной системы.

Это означает, что дети с осложненным течением перинатального периода требуют повышенного внимания к себе как к объекту медицинского и педагогического воздействия.

Выводы. В результате исследования влияния неблагоприятного течения перинатального периода на физическое развитие и развитие двигательных качеств 919 первоклассников г. Кирова установлено следующее.

Поздний гестоз в анамнезе оказывает влияние на антропометрические (индекс Рорера и ОГК) и физиометрические (пульсовое давление и коэффициент выносливости) показатели. Наличие анемии в анамнезе не оказывает выраженного воздействия. Наличие ФПН в анамнезе проявляется в более низком значении ЖЕЛ и более высокой вероятности дисгармоничного физического развития первоклассников

При изучении влияния негативных факторов перинатального анамнеза на развитие основных двигательных качеств первоклассников установлено следующее: осложненное течение перинатального этапа онтогенеза снижает у первоклассников координационные способности (судя по уменьшению скорости челночного бега). Косвенно это указывает на тормозное влияние негативных факторов перинатального этапа развития на процессы становления двигательных систем мозга.

Вопрос о механизмах этих влияний и последствий требует дальнейшего изучения.

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ТЕЧЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-8 ЛЕТ

О. В. Тулякова, М. С. Авдеева

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», Киров

Список литературы

1. Гурбо Т. Л. Биосоциальная обусловленность по­казателей физического развития детей 4-7 лет (по ре­зультатам множественного регрессионного анализа)// Научный альманах кафедры антропологии/ Т. Л. Гурбо. – Вып. 5. – М. – 2006. – С. 68-82.

2. Дерябин В. Е. Влияние некоторых биологических факторов на соматический статус детей 3-5 лет/ В. Е. Дерябин, Т. К. Федотова, А. К. Горбачева //Педиатрия. 2007. №5. С. 64-68.

3. Джамали М. И. Морфофенотип и адаптация новорожденных в зависимости от степени нарушения кровотока в системе «мать-плацента-плод»/ М. И. Джамали, А. А. Яйленко, А. Н. Иванян, Т. В. Грибко // Вопросы практической педиатрии. – 2008. –Т. 3. – № 6. – С. 33-37.

4. Доскин В. А. Многофакторная оценка состояния здоровья детей раннего возраста/ В. А. Доскин, З. С. Макарова //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2006. – №6. – С. 30-37.

5. Ефимова Н. В. Характеристика физического развития детей младшего школьного возраста Иркутской области и Монголии/ Н. В. Ефимова, О. Галсанжав //Здравоохранение Российской федерации. 2007. №1. С.39-41.

6. Калмыкова В. С. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста/ В. С. Калмыкова, Н. А. Федько //Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2010. – Т. 18. – № 2. – С. 30-33.

7. Крикун Е. Н. Изменчивость морфофункциональных показателей организма человека под влиянием неблагоприятных эколого-биологических факторов: автореф. дис. … д-ра мед. наук/ Крикун Евгений Николаевич. – М. – 2006. – 39 с.

8. Меренкова В. С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни / В. С. Меренкова, Е. И. Николаева //Психология образования в поликультурном пространстве. – 2010. – Т. 3. – № 3. –С. 53-60.

9. Мирлас Е. М.. Состояние плода и перинатальные исходы у матерей с хронической плацентарной недостаточностью/ Е. М. Мирлас, Э. Н. Зарицкая, Е. В. Шульженко //Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2008. – № 30. – С. 68-72.

10. Сабирьянов А. Р. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста/ А. Р. Сабирьянов, Е. С. Сабирьянова, О. Э. Возницкая //Педиатрия. 2006, №5, С.105-107.

11. Тулякова О. В. Влияние патологии массы тела при рождении на особенности физического развития и заболеваемости детей в первые семь лет жизни/ О. В. Тулякова, С. В. Хлыбова, В. И. Циркин // Медицинский альманах – 2008. – №5 – С. 153-157.

12. Четверикова Е. В. Пре- и постнатальные факторы риска низкой эффективности образовательной деятельности первоклассников города Кирова/ Е. В. Четверикова, О. В. Тулякова, В. И. Циркин, Е. А. Жукова, С. И. Трухина //Здоровье ребенка – здоровье нации. Сборник научных работ. Под ред. Я. Ю. Иллека – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава – 2006. – С. 45-46.

13. Юрчук О. А. Влияние техногенных факторов на физическое, психическое и половое развитие / О. А. Юрчук, О. В. Тулякова, Е. В. Четверикова, И. Г. Патурова, Е. А. Жукова, В. И. Циркин, С. И. Трухина //Здоровье ребенка – здоровье нации. Сборник научных работ. Под ред. Я. Ю. Иллека – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава – 2006. – С. 29-30.

Сейчас читают