12. Методика «Большие и малые числа»
Цель
Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
Диапазон применения: с 12 лет.
Оборудование
Специальный бланк - таблица, секундомер (см. Приложение N 9)
Ход эксперимента
Эксперимент проводится в три серии.
В первой серии испытуемый отыскивает числа крупного шрифта в порядке их убывания (от 74 до 11 включительно) и указывает соответствующие клетки таблицы карандашом.
Во второй серии испытуемый должен отыскать и указать в таблице числа мелкого шрифта в порядке их возрастания (от 11 до 74 включительно).
В третьей серии испытуемый попеременно отыскивает числа крупного шрифта в порядке убывания и мелкого в порядке возрастания, указывая соответствующие клетки таблицы карандашом. Например, 74 крупное, 11 мелкое, 73 крупное, 12 мелкое, 72 крупное, 13 мелкое и т.д. Экспериментатор во всех трех сериях фиксирует время выполнения задания по секундомеру, а также количество допускаемых испытуемым ошибок, причем сразу указывает на ошибку, требуя ее исправления.
Обработка и анализ результатов
Показатели |
1 серия |
2 серия |
3 серия |
1+2 серия |
3сер – (1+2 сер.) |
Время |
|
|
|
|
|
Ошибки |
|
|
|
|
|
2. Полученные количественные показатели имеют следующее психологическое содержание. Работа, выполненная испытуемым в 1-й и 2-й сериях совместно, равна работе, выполненной в третьей серии. Однако время выполнения третьей серии не равно сумме времен выполнения первых двух серий, т.к. в третьей серии какое-то время затрачивается на переключение внимания. Следовательно, разница между показателями - это время переключения внимания данного школьника при выполнении данного задания.
3. Наличие или отсутствие ошибок в третьей серии эксперимента служит дополнительным показателем трудности или легкости переключения внимания.
Вывод
Для того чтобы результаты проведенного эксперимента педагог мог использовать в своей практической деятельности, необходимо следующее:
1) сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью происходит переключение внимания у данного испытуемого в условиях учебной деятельности. Чтобы вывод был достаточно обоснованным и достоверным, необходимо сравнить показатели времени переключения внимания данного испытуемого со средним по группе (например, по классу) при выполнении этого же эксперимента;
2) знать, в чем состоит специфика индивидуального подхода к школьникам с быстрой, средней и медленной скоростью переключения внимания.