«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОРАНЖЕВУЮ СКАЗКУ» в средней группе
3акрепление у детей представлений об оранжевом, красном, желтом, зеленом, синем, белом цветах.
1) Упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.
2) Развивать у детей способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы.
3) Воспитывать у детей желание созидать, а не разрушать.
Методические приемы: сюрпризный момент - появление деда - Дровосека; Игры «Мосточек»; «Продай дерево», «Собери листочки к своему дереву»; «Танец с листочками»; чтением воспитателем «Оранжевая сказка»; стихотворения «Я рисую лето»; чтение стихотворения ребенком «До свидания, лес осенний; вопросы к детям по содержанию сказка; поощрения за правильные ответы.
Словарная работа: обрабатывание словосочетаний; оранжевые ягоды, оранжевые листья. Обогащение словаря детей за счет названий деревьев; рябина, осина, дуб, клен, береза.
Предварительная работа: рисование листьев клена, рассматривание и игры с деревьями на участке д/сада; разучивание игры «Продай дерево».
Материал к занятию: запись пьесы Фишмана «Если бы у меня было время», конверты по числу детей с бумажными кружками разных цветов; разноцветные листья, иллюстрации с деревьями; гимнастические палки для игры «Мосточек»; оформление группы «деревьями» из картона.
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем, в середине - круглый стол с конвертами на каждого ребенка.
Воспитатель: Дети, скажите в какие сказки мы с вами путешествовали?
Дети: «В желтую сказку»; в «Зеленую»; в «Красную»; в «Синию», в «Белую».
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отправиться в следующую сказку. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Но чтобы попасть в нее, вы должны выполнить задание (обращает внимание на конверты). Сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы будете поднимать кружок из конверта, того цвета, о котором я буду говорить.
Я рисую лето В парке за рекой.
А какого цвета? Небо я украшу
Синей краской - небо, Радугой - дугой,
Белой - облака. Желтой краской - солнце
Синяя-пресиняя И песок у речки.
Плещется река. Красной краской - розы
Зеленеет травка Прямо у крылечка.
(Дети поднимают кружки синего, белого, зеленого, желтого, красного цветов).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно выполнили задание. И мы уже почти попали в «Оранжевую сказку». Нам осталось только перейти через речку.
Игра «Мосточек» (поднявшись на носки, поставив руки на пояс, дети осторожно ступают между гимнастическими пачками, стараясь не раскатить
их).
Воспитатель: Вот мы и попали в «Оранжевую сказку». Садитесь поудобнее и слушайте.
Оранжевая сказка.
Наступила осень, и девочка пошла в лес за Оранжевыми листьями. Навстречу ей попалась береза - вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки. Встретилась ей осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки.
Потом девочка увидела старый дуб. Он был еще совсем зеленый, только с коричневыми желудями. А еще в лесу росла рябина с Оранжевыми ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья. И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки и горело Оранжевым огнем, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка подошла к дереву.Здравствуй, клен!
- Здравствуй! - прошелестел клен, и несколько Оранжевых листьев медленно слетели на землю.
- Это мне? — спросила девочка.
- Тебе, - снова зашелестел клен, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам девочки.
- Спасибо, - сказала девочка. - Но зачем ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.
Я готовлюсь к зиме - ответил клен. Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зеленых почек, которые развернуться весной. И снова кленовые листья, будто огромные Оранжевые бабочки, закружились около девочки Она набрала их целую охапку. Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазе на подоконник. Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет Оранжевое летнее солнце.
Воспитатель: Дети, а хотите превратиться в Оранжевые кленовые листья?
Физкультмннутка
Дети, свободно кружась под музыку, выполняют движенья.
Листья осенние тихо кружатся, j Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)И под ногами шуршат, шелестят Ь^Н (водят руками по полу влево-вправо) VHV Будто опять закружиться хотят.
Сидят на коврике.
Вопросы к детям: 1) Какую сказку вы сейчас прослушали? (Дети: Оранжевую сказку). 2) Почему сказка так называется? (Дети: потому что девочка пошла в лес за оранжевыми листьями. Они ей очень нравились. Потому что наступила осень)
3) О чем еще говорится в сказке? (Дети: о деревьях).
4) О каких деревьях рассказывалось в сказке? (Дети: о березе, осине, дубе, рябине, клене).
Задание детям: Найди деревья из сказки, (иллюстрации с деревьями на наборном полотне).
5) У березы листья оранжевые? (Дети: желтые, похожи на золотые монетки).
6) Как красиво сказано про осину? (Дети: осина стояча красная снизу доверху до самой макушки).
7) Каким запомнился девочке дуб? (Дети: он был совсем еще зеленый, с кори чаевыми желудями).
8) А у какого дерева были оранжевые ягоды? (Дети: у рябины).
9) Нужны были девочке оранжевые ягодки? (Дети: ей нужны оранжевые листья).
10) Тогда у какого дерева были оранжевые листья? (Дети: у клена).
11) Почему у клена опадают красивые листья? (Дети: зимой листьям под снегом будет тяжело, старые листья будут мешать появлению молодых листочков).
12) Девочка рвала листья с дерева- клена? (Дети: она собирала их на земле).
13) Правильно она делала? (Дети: да, нельзя рвать листья, потому что им тоже больно, как и нам).
Игра «Собери листочки к своему дереву»
(Под музыку дети двигаются, гуляют по лесу. Когда музыка прекращается, берут листик и бегут к своему дереву).
Сюрпризный момент: Слышится громкий стук, появляется дед Дровосек с топором. Здравствуйте, дети. Осень на дворе. Скоро зима. Мне нечем топить печь в доме. Надо нарубить дров.
Ребенок: Нет, дедушка, не дадим рубить, а деревья защитим.
Дед Дровосек: Тогда продайте дерево! Ребенок: Нет, не продадим, деревья должны расти в лесу.
Воспитатель: А давайте поиграем в игру.
Игра «Продай дерево»
(3-5 детей занимают место каждый под своим деревом. У ведущего дерева нет, он — покупатель. Он просит кого-нибудь из детей: человек, человек продай дерево! Если владелец дерева говорит: «Не продаю, иди к соседу» - покупатель идет к следующему владельцу. При этом продавец, отказавший в продаже, должны быстро поменяться с кем-нибудь деревьями - перебежать, чтобы покупатель не успел занять дерево).
Дед Дровосек: Спасибо, дети, развеселили старика. Мне расхотелось рубить деревья. Поеду в город жить к дочке Маше. У нее дома тепло. Воспитатель: А мы как раз собираемся в город, в детский сад и тебя проводим.
Ребенок:
Теплый ветер гладит лица, Лес шумит листвой Дуб нам хочет поклониться, Клен кивает головой.
А белоствольная березка Провожает всех ребят До свиданья, лес осенний Мы уходим в детский сад.
Итог: Дети, по какой сказке мы путешествовали? Играли в игры? Назовите, какие игры вам запомнились? Вы сегодня узнали много интересного о деревьях осенью. Им обязательно надо сбрасывать листья, чтобы весной появились новые. Их нельзя рубить, они дают нам свежий воздух.