Комплексная подготовка специалистов в высшей школе

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
В. И. Морозов, А. Н. Калиниченко, А. В Перевощиков

 

Комплексная подготовка специалистов в высшей школе

 

В системе профессионального обучения студентов медицинских вузов, повышения квалификации и дальнейшей переподготовки специалистов одной из основных целей обучения является подготовка врача к успешному решению профессиональных задач. При этом репродуктивное усвоение учебной информации не может дать ожидаемый результат. В условиях жесткой конкуренции рыночных отношений от специалиста требуются не только знания, умения и профессиональные навыки, но и творческая активность, способность принимать научно обоснованные решения, как в обычных условиях, так и в экстремальных ситуациях.

В этой связи возникает необходимость комплексного подхода к подготовке и переподготовке медицинских специалистов в высшей школе. Преодоление трудностей, которые переживает медицинское образование в последнее время, предполагает наряду с организационно-административным, материально-техническим также и учебно-методическое обеспечение в целом и психолого-педагогическое, в частности.

В организации деятельности Ижевской государственной медицинской академии применяется модель непрерывного поэтапного обучения абитуриентов, студентов и врачей. В рамках этой модели можно выделить пять таких этапов. Первый этап – это этап довузовской подготовки, включающий профориентацию, введение в профессию и соответствующую подготовку. Второй этап – этап начального вузовского обучения, на котором учебный материал усваивается на уровне представлений, знаний, понятий. Третий этап включает формирование профессиональных умений (преимущественно умственных, сенсорных), а также элементов творческого мышления по решению разноуровневых нестандартных моделей-задач. В это время используются упражнения с заданным алгоритмом решения, возрастающие по сложности; модульные программы профессиональной деятельности различных тем, разделов, этапов дисциплины в целом, а также междисциплинарные программы. Кроме этого, большое значение в становлении будущего высококвалифицированного специалиста придается автоматизированным обучающим системам.

Четвертый, заключительный этап вузовского обучения, предполагает формирование умений и освоение навыков (умений, доведенных до автоматизма) по выполнению основных видов профессиональной деятельности, способов решения задач и свойств профессионального мышления. На данном этапе средствами обучения являются задания на разработку алгоритмов, формализованные документы, деловые игры, тренажеры, фантомы. В образовательном процессе широко применяются ситуационные задачи с моделированием экстремальных условий профессиональной деятельности подготавливаемого специалиста. Пятый этап (этап последипломного обучения) включает повышение профессиональной подготовки специалиста и поддержание ее на уровне современных требований, что достигается наличием системы учреждений последипломного образования.

На каждом этапе данной системы решаются три взаимосвязанные между собой вопроса. Первый вопрос включает в себя учет требований социального заказа, построение модели специалиста, разработку его паспорта, то есть квалификационной характеристики. Второй вопрос включает создание программ дисциплин, то есть целостной системы обучения, когда качество результатов предметного обучения будет востребовано профессией, где порядок изучения предметов создает фундаментальную основу освоения смежных специальностей. Третий вопрос предполагает организацию учебно-воспитательного процесса полностью адекватную требованиям социального заказа.

Реализация целей обучения на каждом этапе, на наш взгляд, обусловит преемственное и последовательное формирование профессиональных качеств медицинского специалиста, необходимых для самореализации в профессии.