Объем, устойчивость и концентрация внимания
1. Актуальность проблемы
У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».
Внимание – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности. Различные учебные задания содержат много новой информации, а процесс их выполнения требует длительного сосредоточения. К сожалению, по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как по-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы.
Цель:
Задачи:
- Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания.
- Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
- Развить волевую сферу.
2. Условия проведения
Данная программа объёмом 8 часов ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 8 - 10 человек. Программа включает в себя 6 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час 20 минут. Занятия проводятся в помещении с мягкими креслами и доской. Выполнение индивидуальных заданий производится в листках на планшетке.
3. Структура занятий
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию устойчивости и концентрации внимания, увеличению объема внимания. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должна быть включена вся группа .
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что участники сами или с помощью тренера отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и тренеру.
Создание условий для более близкого знакомства детей в микро-группе.
Занятие 1
Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, знакомство с правилами работы на занятиях; развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, слуховой и кинестетической памяти, логического мышления, временной ориентации.
1. Приветствие
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе, предлагает ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра «Волшебный клубок».
Дети сидят в кругу.
Психолог:
«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».
Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:
«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
3.Основная часть
Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».
Психолог:
«Сейчас мы попробуем внутренне измерить время, равное 1 минуте. Закройте глаза. Когда ваша внутренняя минутка пройдёт, поднимите руку».
Психолог с помощью секундомера измеряет реальное время.
Упражнение на развитие объёма внимания, зрительной памяти «Живая картинка».
Психолог организует детей в группу. Участники замирают по сигналу в какой-либо позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В «картинку» вносится строго оговорённое количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий – опускает поднятую руку, четвёртый поворачивается в другую сторону – всего три изменения). Задача водящего – восстановить первоначальную картинку.
Упражнение, направленное на развитие концентрации и устойчивости внимания «Слова – невидимки».
Психолог пишет на доске (или в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их изображения в тетрадях или пытаются их запомнить. Затем обсуждается, какое слово получилось у каждого. Психолог может привлечь кого-нибудь из детей к изображению слова.
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, навыков счёта «Счёт по командам».
Группа делится на 2 команды, заранее оговаривается порядок цифр (в пределах 10 или 20) и используемых арифметических операций
(+, -). Затем дети первой команды называют по очереди цифры, психолог называет арифметическое действие с ними. Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят счётные операции и называют окончательный ответ. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, давшая большее количество правильных ответов.
4. Рефлексия занятия
Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
Предлагает участникам ритуал прощания.
Развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти. Занятие 2
Задачи: развитие концентрации, объёма и распределения внимания, зрительной памяти, конвергентного мышления, воображения.
1. Приветствие
Ритуал приветствия.
2. Разминка
Упражнение на активизацию «Добрый – злой мяч».
Участники становятся в круг. Кидают друг другу мячик. «Добрый мяч» легко поймать, «злой» - трудно. Научившись кидать добрый – злой мяч, участники кидают друг другу разные мячи. Тот, кому адресован мяч, угадывает, был ли этот мяч «добрым» или «злым».
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Кто внимательнее?»
Психолог говорит, и дети смотрят на фигуры с расположенными в них числами в течение 10 секунд.
По истечении заданного времени психолог убирает рисунок и просит участников написать в своих тетрадях сумму всех чисел, проставленных в фигурах. Затем нарисовать фигуры в правильной последовательности и написать в каждой фигуре своё число.
Упражнение, направленное на развитие распределение внимания и ковергентного мышления «Переструктурирование слова».
Психолог:
Из букв данного слова составьте как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове.
Слово: ПЕРЕЛЕСОК
Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания. Занятие 3
Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения, переключения внимания, пространственной ориентации, гибкости мышления, воображения.
1. Приветствие
Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра на развитие объёма, распределения и переключения внимания: «Небо – земля – вода».
Психолог:
Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «небо», «земля» или «вода». Если вы называете: «небо», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо птицу, если – «земля» - название зверя, «воды» - название какой-нибудь рыбы. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных.
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие временной ориентации, концентрации и устойчивости внимания, волевой сферы «Минутка».
См. занятие 1.
Упражнение на развитие концентрации, распределение и переключение внимания «Примеры и текст».
Психолог предлагает участникам в течение 5 минут решит 7 несложных примера. Одновременно он читает вслух неизвестный детям текст. Участники должны в условленный срок правильно решить примеры и ответить на вопросы по содержанию текста.
Игра, направленная на развитие концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации «Муха».
Психолог раздаёт участникам таблицы и диктует «перелёт мухи» внутри таблицы вправо – влево, вверх – вниз, но не по диагонали. Перелёт «мухи» дети отслеживают визуально.
Развитие объёма, концентрации, устойчивости внимания, пространственной ориентации, смысловой памяти, . Занятие 4
Задачи: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, пространственной ориентации, смысловой памяти.
1. Приветствие
Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра развитие концентрации внимания, активизация на работу «Узнай по голосу».
Водящий поворачивается спиной к группе участников.
Психолог:
«…, ты сейчас в лесу, мы тебе кричим: «Ау!» Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!»
Участники произносят «Ау!», стараясь изменить свой голос. Водящий должен отгадать участника, зовущего его.
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие концентрации внимания и смысловой памяти «Слова – признаки».
Психолог предлагает участникам внимательно прослушать слова и к каждому слову подобрать слово – признак. Например, мяч – резиновый. Слово – признак записывается в тетрадь.
Слова: 1) холод;
2) вода;
3) дым;
4) трава;
5) окно;
6) стол;
7) снег;
8) луна;
9) день;
10) крик.
По словам – признакам участники воспроизводят предложенные психологом слова.
Упражнение на развитие концентрации внимания, пространственной ориентации «Человечек».
Психолог диктует участникам графический диктант.
Игра на развитие концентрации и переключение внимания «Глухой телефон».
Аналог игры «Испорченный телефон» (см. занятие 4).
Участники рисуют пальцем на спине последующего в цепочке игрока сначала буквы, затем короткие слова.
4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.
Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания, наблюдательности. Занятие 5
Задачи: развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания, наблюдательности, зрительной памяти, логического мышления, воображения, развитие языка жестов, мимики, пантомимики.
1. Приветствие
Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра, на развитие наблюдательности «Колечко».
Выбирают водящего, ему дают «колечко» - любой маленький предмет. Участники становятся полукругом, держа перед собой ладони «лодочкой». Водящий проходит всех участников, вкладывая свои ладони в ладони каждого из них. При этом он незаметно оставляет «колечко» в ладонях какого-либо из участников. Пройдя всех, водящий говорит: «Колечко, колечко, выходи на крылечко». Задача обладателя «колечка» - выбежать вперёд, задача всех остальных участников – постараться предугадать и не выпустить участника с «колечком» из ряда.
3.Основная часть
Упражнение на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Шесть квадратов».
В 6 квадратах изображены точки. Психолог предлагает участникам сделать в тетрадях заготовки – 6 пустых квадратов. Затем предъявляет детям последовательно 6 квадратов и просит запомнить расположение точек. Время запоминания – 1 минута. Затем участники рисуют точки по памяти в нарисованных заготовках.
Психолог предъявляет квадраты по мере усложнения расположения и увеличения количества точек.
Упражнение на развитие устойчивости внимания и логического мышления, зрительной памяти «Преобразование слова».
Психолог предлагает участникам преобразовать слово ТОЧКА путём замены первого согласного. Детям следует произвести не менее 5 изменений. Записать слова в тетради и запомнить, а взрослым предлагается тренинг по продажам для развития устойчивости внимания. Время на запоминание – 20 секунд. В конце занятия психолог просит участников воспроизвести эти слова.
Психогимнастическое упражнение.
Психолог:
Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Глубоко вдохните, сделайте выдох через рот. Снова вдохните и представьте, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Сделайте паузу и сосчитайте до 5. Снова вдохните, задержите дыхание, считая до 3, представляя внутри себя надутый шарик. Выдохните, почувствуйте, как тёплый воздух проходит через горло, рот.
Игра на развитие концентрации и устойчивости внимания «Бегемот».
Психолог называет любые слова, участники их повторяют. Например, лампа – лампа, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово – «бегемот», которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши. Это слово психолог может произнести в любой момент.
Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления «Думаем глазами».
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на ряд фигур и продолжить его справа и слева.
Психолог предлагает участникам внимательно посмотреть на ряд фигур и продолжить его справа и слева.
Упражнение на развитие воображения, пантомимики, наблюдательности «Изобрази сказку».
Психолог делит участников на две команды. Каждая команда задумывает сюжет какой-либо известной сказки или мультфильма и пытается изобразить её без слов. С помощью жестов, мимики, пантомимики.
Затем, одна из команд показывает свою сказку, а другая команда, внимательно посмотрев её, должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.
Это упражнение также развивает у детей умение договариваться и совместно координировать действие.
4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание.
Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания, смысловой памяти, логического мышления. Занятие 6
Задачи: развитие концентрации, устойчивости, распределения, объёма внимания, смысловой памяти, логического мышления.
1. Приветствие
Ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра на развитие концентрации внимания «Голова, пол, потолок».
Психолог:
Сейчас мы поиграем в игру. Если я говорю «голова», то смотрим перед собой, если «пол» - смотрим вниз, голова опущена, если «потолок» - смотрим вверх, голова поднята. Будьте внимательны.
3. Основная часть
Упражнение, направленное на развитие объёма внимания, смысловой памяти «6 пар».
Психолог зачитывает участникам 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыслу третье слово и записать его. Следует сделать разбор примера, полезные советы найдёте участникам упражнения. Например: час – минута – время (третье подобранное слово).
Слова:
1) яйцо – курица –
2) лес – дерево –
3) дом – город –
4) река – озеро –
5) шуба – холод –
6) птица – полёт –
Затем, по третьему записанному слову, участники воспроизводят пары слов, предложенных психологом.
Игра на развитие распределения внимания «Шалун».
Один из участников пишет на доске предложение. «Шалун» почти вслед за ним стирает написанное. Остальные участники в своих тетрадях должны воспроизвести, то, что было написано.
Примеры предложений:
• Вам прислали сто рублей.
• Якорь зацепился за сундук.
• Семеро одного не ждут.
Упражнение на развитие устойчивости внимания, логического мышления «Реши анаграммы».
Психолог предлагает участникам решить анаграммы:
ЕУЗНКЦ ООСВЛ АИЦПТ
Психогимнастическое упражнение.
Психолог:
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе), Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывайте пальцы (выдох), песок высыпается из ваших рук. Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками.
Игра, направленная на формирование коммуникативных навыков «Путаница».
Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается. А остальные участники начинают «запутываться», меняя своё положение в круге, но не размыкая рук. Водящему нужно распутать путаницу, вернув каждого в первоначальное положение.
Упражнение на развитие объёма, распределения внимания «Фигурный ряд».
Психолог предлагает участникам зарисовать в тетрадях ряд фигур:
Психолог:
1) Поставьте «крестик» во 2-ом треугольнике слева и знак «минус» в любом кружочке.
2) Зачеркните все квадратики и треугольники, стоящие после кружочков.
3) Подчеркните квадратики, стоящие перед треугольниками, но не после кружочков.
Упражнение на развитие концентрации внимания, логического мышления «Правильный вывод».
Психолог предлагает участникам определить, какие из предложенных им выводов правильны, а какие ошибочны.
Выводы:
• Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
• Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.
• Когда идёт дождь - крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.
4. Рефлексия занятия.
По той же схеме. Прощание