Конспект урока по информатике на тему: Прикладное программное обеспечение и его место в структуре программного обеспечения компьютера. Технология обработки текстов. Набор и редактирование символов.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 
Вятский государственный гуманитарный университет

 

Конспект урока по информатике на тему:

Прикладное программное обеспечение и его место в структуре программного обеспечения компьютера. Технология обработки текстов. Набор и редактирование символов.

Выполнила студентка IV курса:

Крестьянинова Е. А.

Проверила: Соболева Е.В.

Киров

2009

Тема: Прикладное программное обеспечение и его место в структуре программного обеспечения компьютера. Технология обработки текстов. Набор и редактирование символов.

Класс: 8-9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

• Образовательные: сформировать у детей представление о прикладном ПО; научить детей пользоваться текстовым редактором, набирать и редактировать символы;

• Воспитательные: воспитать у детей активность и самостоятельность при выполнении фронтальной и самостоятельной работы на компьютере;

• Развивающие: создать условия для овладения знаниями о прикладном ПО и его месте в структуре ПО; Создать условия для овладениями навыками набора и редактирования символов.

Литература:

1. И. Семакин. Информатика. Базовый курс 8 класс.

2. Гаевский. Информатика 7-11 класс.

3. Угринович. Информатика и информационные технологии 10-11 класс.

4. Шауцукова. Информатика 10-11 класс.

План урока (этапы):

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

III. Фронтальная работа

IV. Самостоятельная работа

V. Подведение итогов, формулировка домашнего задания

Ход урока:

I. Организационный момент

Деятельность учителя: Приветствие учителем учеников. Объявление темы и целей урока.

Деятельность учеников: Записывают тему урока и дату.

На доске: На доске записана тема и дата.

В тетради: Тема и дата.

II. Изучение нового материала

Учитель говорит: " Что же такое программное обеспечение? Возможности современного компьютера столь велики, что все больше людей находят ему применение в своей работе, учебе. С помощью компьютера можно выходить из затруднительных положений. И это возможно благодаря программному обеспечению компьютера. Воспользуемся аналогией между человеком и компьютером. Новорожденный человек ничего не знает и не умеет. Знания и умения он приобретает в процессе развития, обучения, накапливая информацию в своей памяти. Компьютер, который собрали на заводе, подобен новорожденному человеку. Можно сказать, что загрузка в память компьютера программного обеспечения аналогична процессу обучения ребенка. Создается программное обеспечение программистами. (Учитель показывает презентацию, на первом слайде написано определение программного обеспечения). Запишите определение: вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах памяти компьютера, составляет его программное обеспечение (ПО). Программное обеспечение постоянно пополняется, развивается и совершенствуется. Разработка ПО требует очень высокой квалификации от программистов.

Существует несколько типов ПО ЭВМ.

- С чем вы уже сталкивались при работе на компьютере?

- мы писали программы.

- как вы думаете, к какому виду ПО относится программирование?

Если ученики не знают ответа, то учитель говорит, что это относится к виду, который называется инструментарий ПО. Кроме того в ПО компьютера входят еще системное ПО и прикладное ПО. Зарисуйте схему со слайда.

(Ученики рисуют в тетрадках такую схему)

О системах ПО и об инструментарии программирования речь пойдет позже, а сейчас мы познакомимся с прикладным ПО. Программы, с помощью которых пользователь может решать свои задачи, не прибегая к программированию, называются прикладными программами. (Появляется слайд с определением, ученики записывают его под диктовку). Как правило, все пользователи предпочитают иметь набор программ, который нужен практически каждому . их называют программами общего назначения. К их числу относятся (На слайде написано определение и виды прикладных программ общего назначения, ученики списывают, учитель озвучивает.) второй вид прикладного ПО – это специальное ПО. Программы, которые сюда входят предназначены для профессиональной деятельности.

Будем изучать с вами прикладные программы общего назначения и начнем с текстовых редакторов.(учитель дает определение текстового редактора, ученики записывают, написано на слайде). Как вы думаете, что делают или создают с их помощью? (Ученики говорят, что можно печатать тексты). Да, действительно, на компьютере можно работать с текстами. При ручной записи часто неприятную проблему составляет необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к потере времени и лишнему расходу бумаги. А имея компьютер можно создавать тексты, не тратя на это лишнее время и бумагу. Существует множество текстовых редакторов, запишите примеры текстовых редакторов: Блокнот, WordPad, Microsoft Word. Познакомимся с некоторыми понятиями, связанными с текстовыми редакторами, и его возможностями. (Учитель называет, дети записывают, на слайде написано и нарисована наглядная картинка).

Ввод-редактирование – это основной режим работы тектового редактора. При записи на бумаге мы пользуемся ручкой или карандашом. Ввод (запись) текста в память компьютера производится с помощью клавиатуры.

Запишите основные возможности текстовых редакторов:

1) Редактирование

• Символа (набор, удаление, вставка);

• Строки (склейка, разрезание, рассечение, вставка пустой строки);

• Работа с абзацем (копирование, перемещение, вставка, удаление);

2) Форматирование абзаца

• Видоизменение шрифта (размер, цвет, начертание);

• Отступы, выступы абзаца, интервалы (полуторный, одинарный);

3) Работа с документом в целом (изменение названия и др.).

(Ученики записывают это в тетрадь, также это показано на слайде презентации).

III. Фронтальная работа

Ввод-редактирование – это основной режим работы тектового редактора. При записи на бумаге мы пользуемся ручкой или карандашом. Ввод (запись) текста в память компьютера производится с помощью клавиатуры.

Найдите на рабочем столе файл, который называется «Пожелания друзьям», откройте его, просмотрите, что вы заметили?

(набран такой текст:

Жжелаю ваам цвести, асти,

Копит, крепить здарове,

онО для альнего пути –

Главнейшее условье.

Пуссть каждый ден икаждый час

аМ новое добудет,

Пуст добрым будет ум вассь,

а сердце вумным будет.

Вам вот души жилю я,

Друзья, всиго хорошго,

А фсе хоррошее, дузья,

Дается нам недешшево!)

Да, это стихотворение содержит много ошибок, сейчас мы вместе с вами их исправим. Посмотрите первое слово, в нем 2 буквы Ж. что нужно сделать, какая ошибка в этом слове? (Ученики говорят, что 2 буквы Ж, и что нужно одну удалить). Наведите курсор мыши и поставьте его перед второй буквой Ж, нажмите кнопку Delete, посмотрите, что произошло, второе слово ВААМ. Тут 2 буквы А, поставьте курсор перед буквой М, нажмите Backspase. Ищем далее ошибки. (Учитель по очереди спрашивает учеников, помогая и объясняя, что в каждом конкретном случае нужно делать) постарайтесь самостоятельно набрать первую строчку, но уже без ошибок. (На компьютере каждого ученика должна появиться первая строчка стихотворения, но уже без ошибок.)

IV. Самостоятельная работа

Теперь откройте другой документ, посмотрите, прочитайте и самостоятельно отредактируйте. (Учащиеся самостоятельно редактируют текст:

Ужж небо осенью дышало,

уж реж сонышо блистало,

Карроче становилсяден,

Лесов таинственна сень

З пЕчаллным шумом обнажалась. )

V. Подведение итогов

Итак, подведем итоги. Что вы узнали сегодня? Какие виды ПО есть? Какой вид ПО мы сегодня изучали? С какими сложностями вы столкнулись при выполнении самостоятельной работы? (Ребята отвечают на вопросы)

Домашнее задание: записи в тетради.

Сейчас читают