УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Информатика и математика» (раздел «Информатика»)

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

 

Юридический факультет

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Информатика и математика»

(раздел «Информатика»)

 Юриспруденция

Киров

2007


Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по специальности 030501.65 Юриспруденция, утвержденным заместителем Министра образования РФ В.Д. Шадриковым 27.03.2000 г., рег. номер 260 гум/сп.

Учебно-методический комплекс разработан Н. И. Исуповой, кандидатом педагогических наук.

Рецензент – М.В. Петухова, кандидат педагогических наук, доцент.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры информационных технологий и ТСО 31.01.2007 г. протокол № 5.

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2007

© Исупова Н.И., 2007


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1. Пояснительная записка

Информатика - комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер, активно содействующее развитию других научных направлений и тем самым выполняющее интегративную функцию в системе наук.

Информатика как учебная дисциплина постоянно находится в развитии. В отличие от других учебных дисциплин, благодаря интенсивному развитию технической базы, происходящему в последнее время, меняется не только технология, но и общий подход к освоению элементов информатики. Важная роль в рабочей программе отводится овладению персональным компьютером на пользовательском уровне.

Учебная дисциплина «Информатика и математика» входит в перечень общих математических и естественнонаучных дисциплин федерального компонента.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ГОС ВПО по дисциплине «Информатика и математика» (раздел «Информатика») для специальности 030501 Юриспруденция:

«Языки и программирование, алгоритмы, основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации, компьютерный практикум.»

Целью учебной дисциплины является формирование знаний основ информатики в ее теоретическом и пользовательском аспектах, а также умений применять полученные знания при решении учебных и практических задач.

Обучающие задачи учебной дисциплины. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:

Воспитательные задачи учебной дисциплины:

Развивающие задачи учебной дисциплины:

Одна из важных особенностей организации обучения по данной учебной дисциплине связана с неоднородным уровнем начальной подготовки студентов. В связи с этим практические занятия целесообразно проводить с использованием справочных материалов, инструкций, что позволит реализовать индивидуальный подход в процессе обучения.

Раздел «Информатика» учебной дисциплины «Информатика и математика» опирается на знания, полученные при изучении информатики в общеобразовательной школе.

Учебная дисциплина служит основой для факультатива «Правовая информатика».

Изучение раздела «Информатика» учебной дисциплины «Математика и информатика» предусмотрено для очной формы обучения во 2 семестре I курса, для заочной формы обучения – во 2 семестре аудиторные занятия, в 3 семестре (II курс) – экзамен. Форма итогового контроля – экзамен.

2. Содержание учебной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Общий объем

(по РУП)

Часы по семестрам

2

1

2

форма обучения

очная (ОФО)

очно-заочная (ОЗФО)

заочная (ЗФО)

очная (ОФО)

очно-заочная (ОЗФО)

заочная (ЗФО)

Трудоемкость (по ГОС ВПО)

140

140

140

140

140

140

Аудиторные занятия

54

36

14

54

36

14

-

Лекции

18

10

4

18

10

4

-

Лабораторные

-

-

-

-

-

-

-

Практические и семинарские занятия

36

26

10

36

26

10

-

Самостоятельная работа студентов

86

104

126

86

104

126

Виды контроля

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

экзамен

-

экз.

Виды учебной работы

Общий объем

(по РУП)

Часы по семестрам

1

н/у

н/у

форма обучения

очная на базе СПО

заочная на базе СПО

заочная на базе ВПО

очная на базе СПО

заочная на базе СПО

заочная на базе ВПО

Трудоемкость (по ГОС ВПО)

140

140

140

140

140

140

Аудиторные занятия

4

2

2

4

2

2

Лекции

-

-

-

-

-

-

Лабораторные

-

-

-

-

-

-

Практические и семинарские занятия

4

2

2

4

2

2

Самостоятельная работа студентов

136

138

138

136

138

138

Виды контроля

экз.++

экз.++

экз.++

экз.++

экз.++

экз.++

++ - переаттестация учебной дисциплины в полном объёме (вопросы для переаттестации совпадают с примерным перечнем вопросов к экзамену)

2.2. Тематический план

Разделы, основные темы дисциплины

Часы

лекции

лабораторные

самостоятельная работа студентов

по формам обучения

ОФО

ОЗФО

ЗФО

ОФО

ОЗФО

ЗФО

ОФО

ОЗФО

ЗФО

1

Информатика. Информация

4

2

1

-

-

-

2

4

36


1.1. Понятие информатики. Основные направления. Информационное общество

2

1

0,5

-

-

-

2

2

12


1.2. Информация и ее свойства

1

0,5

0,25

-

-

-

-

1

12


1.3. Информационные процессы

1

0,5

0,25

-

-

-

-

1

12

2

Архитектура ЭВМ

4

2

1

-

-

-

2

2

24


2.1. Понятие и принципы архитектуры ЭВМ

2

1

0,5

-

-

-

1

1

12


2.2. Основные элементы архитектуры ЭВМ

2

1

0,5

-

-

-

1

1

12

3

Программное обеспечение ЭВМ

6

4

1

34

24

8

62

74

42


3.1. Системное программное обеспечение ЭВМ

2

2

0,25

4

4

2

18

20

14


3.2. Прикладное программное обеспечение ЭВМ

2

1

0,25

30

20

6

28

34

16


3.3. Инструментарий технологии программирования

2

1

0,5

-

-

-

16

20

12

4

Защита информации

4

2

1

2

2

2

20

24

24


4.1. Основы защиты информации

2

1

0,5

-

-

-

10

12

12


4.2. Методы защиты информации

2

1

0,5

2

2

2

10

12

12


Компьютерный практикум

из них

1

Операционная система Windows, операционные оболочки, сервисные программы

-

-

-

4

4

2

12

16

8

2

Методы защиты информации в Windows

-

-

-

2

2

2

6

8

6

3

Обработка текстовой информации (текстовый процессор Word)

-

-

-

16

10

4

12

14

8

4

Обработка табличной информации (табличный процессор Excel)

-

-

-

14

10

2

10

16

8


Итого:

18

10

4

36

26

10

86

104

126

2.3. Содержание разделов, основных тем дисциплины

Раздел 1. Информатика. Информация

Тема 1. Понятие информатики. Основные направления. Информационное общество. Информатика как наука. Основные направления информатики. Понятие информационного общества. Характерные черты и опасные тенденции информационного общества, информационный кризис. Информационные революции.

Тема 2. Информация и ее свойства. Понятие и свойства информации. Представление информации в ЭВМ. Измерение информации.

Тема 3. Информационные процессы. Информационные процессы. Хранение информации. Носитель. Передача информации. Виды сигналов. Обработка информации. Характерные примеры обработки информации.

Раздел 2. Архитектура ЭВМ

Тема 1. Понятие и принципы архитектуры ЭВМ. Понятие архитектуры ЭВМ. Принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана.

Тема 2. Основные элементы архитектуры ЭВМ. Процессор: функции, состав, характеристики. Память: виды, функции. Устройства ввода и вывода. Магистраль. Магистрально-модульный принцип (принцип открытой архитектуры).

Раздел 3. Программное обеспечение ЭВМ

Тема 1. Системное программное обеспечение ЭВМ. Программное обеспечение ЭВМ: понятие, общая классификация. Системное программное обеспечение ЭВМ: понятие, назначение, составляющие. Операционные системы: понятие, функции, основные составляющие, примеры. Операционные оболочки: понятие, назначение, примеры. Сервисные программы (утилиты): понятие, виды, примеры.

Тема 2. Прикладное программное обеспечение ЭВМ. Прикладное программное обеспечение: понятие, виды, назначение, составляющие. Прикладное программное обеспечение общего назначения: виды, назначение. Прикладное программное обеспечение специального назначения: понятие, примеры.

Тема 3. Инструментарий технологии программирования. Языки и программирование, алгоритмы. Инструментарий технологии программирования, его назначение, составляющие, виды языков программирования, языки программирования высокого уровня, трансляторы. Среда программирования.

Раздел 4. Защита информации

Тема 1. Основы защиты информации. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну. Цели и направления защиты информации.

Тема 2. Методы защиты информации. Правовые методы защиты информации: авторское право, патентная защита, производственные секреты, государственная тайна, лицензионные соглашения. Защита от несанкционированного доступа и копирования: парольная защита, электронные ключи, криптографические методы. Компьютерные вирусы: понятие, виды, признаки заражения. Антивирусные программы, их типы.

Компьютерный практикум

Раздел 1. Операционная система Windows, операционные оболочки, сервисные программы. Операционная система Windows. Работа с основными элементами: рабочий стол, панель задач, окна, значки, ярлыки. Работа с файловой системой в среде Windows: создание, просмотр, копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и папок. Проводник. Ярлыки. Создание ярлыков. Поисковая система Windows. Операционная оболочка TotalСommander.

Раздел 2. Методы защиты информации в Windows. Антивирусные программные средства. Архивирование файлов.

Раздел 3. Обработка текстовой информации (текстовый процессор Word). Текстовый процессор Word. Экран процессора. Настройки. Набор текста. Создание, сохранение, открытие документа. Редактирование текста. Выделение фрагментов текста. Перемещение и копирование фрагментов текста. Форматирование символов текста. Шрифты. Изменение параметров шрифта. Абзацы. Форматирование абзацев текста. Создание, редактирование маркированных, нумерованных и многоуровневых списков. Буквица. Колонки. Стиль. Использование, создание, удаление стилей. Форматирование многостраничных документов: разбивка на страницы, вставка разрывов, ориентация страницы, поля, колонтитулы, оглавления, сноски. Художественное оформление текста. Объекты WordArt. Ввод и изменение текста WordArt. Форматирование объектов WordArt. Использование графических объектов в Word. Создание графических объектов. Действия с графическими объектами. Взаимосвязь графики и текста. Работа с таблицами. Создание, редактирование, форматирование таблиц.

Раздел 4. Обработка табличной информации (табличный процессор Excel). Табличный процессор Excel. Структура таблицы. Ячейка. Диапазон ячеек. Ввод и сохранение данных. Типы данных. Ввод и редактирование данных, работа со столбцами, строками и  листами рабочей книги. Способы копирования, перемещения данных, форматирование ячеек. Вычисления в таблице. Простые арифметические действия. Использование мастера функций. Абсолютная и относительная адресация. Визуализация данных. Диаграммы. Построение, редактирование диаграмм. Работа с таблицей как с базой данных. Сортировка, фильтрация, поиск, замена данных. Подведение промежуточных и общих итогов. Связь листов и книг Excel. Сводные таблицы.

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Методические рекомендации для преподавателя

Учебная дисциплина опирается на знания, полученные при изучении информатики в общеобразовательной школе. Однако, изучение этого предмета в школах вариативно. Поэтому одна из важных особенностей – неоднородный уровень начальной подготовки студентов по различным разделам информатики. Это необходимо учитывать при организации обучения. Можно предложить следующие рекомендации:

Планы лекций

Лекция 1. Информатика как наука. Основные направления информатики. Понятие информационного общества. Характерные черты и опасные тенденции информационного общества, информационный кризис. Информационные революции.

Лекция 2. Понятие и свойства информации. Представление информации в ЭВМ. Измерение информации. Информационные процессы. Хранение информации. Носитель. Передача информации. Виды сигналов. Обработка информации. Примеры обработки информации.

Лекция 3. Понятие архитектуры ЭВМ. Принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана.

Лекция 4. Основные элементы архитектуры ЭВМ. Процессор: функции, состав, характеристики. Память: виды, функции. Устройства ввода и вывода. Магистраль. Магистрально-модульный принцип (принцип открытой архитектуры).

Лекция 5. Программное обеспечение ЭВМ: понятие, общая классификация. Системное программное обеспечение ЭВМ: понятие, назначение, составляющие. Операционные системы: понятие, функции, основные составляющие, примеры. Операционные оболочки: понятие, назначение, примеры. Сервисные программы (утилиты): понятие, виды, примеры.

Лекция 6. Прикладное программное обеспечение: понятие, виды, назначение, составляющие. Прикладное программное обеспечение общего назначения: виды, назначение. Прикладное программное обеспечение специального назначения: понятие, примеры.

Лекция 7. Языки и программирование, алгоритмы. Инструментарий технологии программирования, его назначение, составляющие, виды языков программирования, языки программирования высокого уровня, трансляторы. Среда программирования.

Лекция 8. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну. Цели и направления защиты информации.

Лекция 9. Правовые методы защиты информации: авторское право, патентная защита, производственные секреты, государственная тайна, лицензионные соглашения. Защита от несанкционированного доступа и копирования: парольная защита, электронные ключи, криптографические методы. Компьютерные вирусы: понятие, виды, признаки заражения. Антивирусные программы, их типы.

Планы практических занятий

Занятие 1. Операционная система Windows. Работа с основными элементами: рабочий стол, панель задач, окна, значки, ярлыки. Работа с файловой системой в среде Windows: создание, просмотр, копирование, перемещение, переименование, удаление файлов и папок.

Занятие 2. Операционная система Windows. Проводник. Ярлыки. Создание ярлыков. Поисковая система Windows. Операционная оболочка TotalСommander.

Занятие 3. Антивирусные программные средства. Архивирование. Контрольная работа.

Занятие 4. Текстовый процессор Word. Текстовый процессор Word. Экран процессора. Настройки. Набор текста. Создание, сохранение, открытие документа. Редактирование текста. Выделение фрагментов текста. Перемещение и копирование фрагментов текста. Форматирование символов текста. Шрифты. Изменение параметров шрифта.

Занятие 5. Текстовый процессор Word. Абзацы. Форматирование абзацев текста.

Занятия 6, 7. Текстовый процессор Word. Форматирование многостраничных документов: разбивка на страницы, вставка разрывов, ориентация страницы, поля, колонтитулы, оглавления, сноски.

Занятие 8. Текстовый процессор Word. Художественное оформление текста. Объекты WordArt. Ввод и изменение текста WordArt. Форматирование объектов WordArt.

Занятие 9. Текстовый процессор Word. Использование графических объектов. Создание графических объектов. Действия с графическими объектами. Взаимосвязь графики и текста.

Занятие 10. Текстовый процессор Word. Работа с таблицами. Создание, редактирование, форматирование таблиц.

Занятие 11. Текстовый процессор Word. Контрольная работа.

Занятие 12. Табличный процессор Excel. Табличный процессор Excel. Структура таблицы. Ячейка. Диапазон ячеек. Ввод и сохранение данных. Типы данных. Ввод и редактирование данных, работа со столбцами, строками и листами рабочей книги. Способы копирования, перемещения данных, форматирование ячеек.

Занятие 13. Табличный процессор Excel. Вычисления в таблице. Простые арифметические действия. Использование мастера функций. Абсолютная и относительная адресация.

Занятие 14. Табличный процессор Excel. Визуализация данных. Диаграммы. Построение, редактирование диаграмм.

Занятие 15. Табличный процессор Excel. Работа с таблицей как с базой данных. Сортировка, фильтрация, поиск, замена данных.

Занятие 16. Табличный процессор Excel. Подведение промежуточных и общих итогов. Сводные таблицы.

Занятие 17. Табличный процессор Excel. Связь листов и книг Excel.

Занятие 18. Табличный процессор Excel. Контрольная работа.

3.2. Методические указания для студентов

В связи с неоднородным начальным уровнем подготовки студентов по информатике рекомендуется:

3.2.1. Примерные контрольные работы по теоретическому материалу

Примерная контрольная работа по разделу «Информатика. Информация»

  1. Что изучает информатика?
  2. Перечислите характерные черты информационного общества.
  3. В чем заключается свойство некоммутативности (неперестановочности) информации?
  4. Перечислите виды носителей информации.
  5. В чем отличие кодировочных таблиц ASCII и UNICODE?

Примерная контрольная работа по разделу «Архитектура ЭВМ»

  1. Сформулируйте два любых принципа архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана.
  2. Перечислите основные блоки архитектуры современных ЭВМ. Что понимается под магистралью в архитектуре современных ЭВМ? Перечислите составляющие магистрали и их назначение. Какой принцип архитектуры основан на применении магистрали и в чем его суть?
  3. Опишите принцип записи и считывания информации на лазерных дисках.

Примерная контрольная работа по разделу «Программное обеспечение ЭВМ»

а) предназначенные для выполнения сервисных функций

б) созданные для нужд самих разработчиков

в) созданные для решения задач массового спроса

г) обеспечивающие работоспособность аппаратной части компьютера

д) обеспечивающие решение технологических задач

а) документ.doc б) text_1.doc в) my>.doc г) 1(a).doc

а) прикладное ПО общего назначения                        г) сервисное ПО

б) прикладное ПО специального назначения            д) инструментарий

в) базовое ПО                                                                                    технологии программирования

а) символа                           б) строки                              в) абзаца                              г) страницы

А

В

С

D

1

15

10

11

2

6

12

3

8

14

значение ячейки С1 вычисляется по формуле: =А1-В1+А2. Какое число появится в ячейке С2, если в нее скопировать содержимое ячейки С1?

а) 11                              б) 10                       в) 6                         г) 2

Примерная контрольная работа по разделу «Защита информации»

а) преднамеренного искажения

г) санкционированного просмотра

б) случайной потери или изменений

д) сбоев оборудования

в) резервного копирования

е) антивирусных программ

а) право на воспроизведение

д) право на распространение

б) право на отзыв

е) право на импорт

в) право на публичный показ

ж) право авторства

г) право на перевод

з) право на модификацию

а) паразитические

е) черви

б) репликаторы

ж) невидимки

в) детекторы

з) латентные

г) самоинфицирующиеся

и) мутирующие

д) отдыхающие

к) фильтры

3.2.2. Примерные контрольные работы по практическому материалу

Примерная контрольная работа по разделам «Операционная система Windows, операционные оболочки, сервисные программы. Методы защиты информации в Windows»

Удалите созданные в результате выполнения контрольного задания папки, ярлыки и архив.

Примерная контрольная работа по разделу «Обработка текстовой информации (текстовый процессор Word)»

Примерная контрольная работа по разделу «Обработка табличной информации (табличный процессор Excel)».

В рабочей книге Excel «Лист1» переименуйте в лист «База данных» и создайте на нем таблицу со следующими столбцами: «ФИО студента», «Успеваемость» (средний балл за сессию), «Стипендия», «Факультет», «Курс», «Группа». Таблица должна содержать не менее 15 записей.

Например:

ФИО студента

Успеваемость

Стипендия

Факультет

Курс

Группа


Иванов А.П.

4,2

900 р.

СГФ

2

СКС-21


Петрова А.С.

4

800 р.

СГФ

3

СР-32


Сидоров Р.О.

5

1000 р.

ФП

2

ФП-31


Лумпов П.Л.

3,2

0 р.

ФП

5

ФП-51

0 р., если средний балл ниже 4

800 р., если средний балл равен 4

900 р., если средний балл выше 4 и ниже 5

1000 р., если средний балл равен 5

3.2.3. Примерная тематика рефератов

3.3. Перечень основной и дополнительной литературы

Основная

Дополнительная

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля

4.1. Требования к уровню освоения программы

Программа раздела «Информатика» учебной дисциплины «Информатика и математика» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент в соответствии с требованиями ГОС. По завершении раздела «Информатика» студент должен:

4.2. Формы текущего промежуточного и итогового контроля

Формы текущего промежуточного контроля в процессе обучения дисциплине – контрольные работы по теории и контрольные работы по практике.

Форма итогового контроля – экзамен.

4.3. Примерный перечень вопросов к экзамену


Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проходит в форме экзамена, который проводится в соответствии с «Положением об организации текущего и промежуточного контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов», введенным в действие приказом ректора ВятГГУ от 08.05.2003 г. № 119.

Примерный перечень вопросов к экзамену


Примеры экзаменационных задач

Задача 1

Наберите текст с учётом форматирования.

Задача 3

Текст данного файла приведите к следующему виду:

Информационная картина мира.

Информация в природе.

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя ее.

Генетическая информация.

Любой живой организм, в том числе человек, является носителем генетической информации, которая передается по наследству. Генетическая информация хранится в каждой клетке организма в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов).

Человек и информация.

Человек живет в мире информации. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация хранится в его памяти. Человеческое мышление можно рассматривать как процессы обработки информации в мозгу человека. На основе полученной информации человек создает информационные модели окружающего мира.

Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются информационными процессами.

Информация и общество.

В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию. История человеческого общества – это, в определенном смысле, история накопления и преобразования информации. Весь процесс познания является процессом получения, преобразования и накопления информации (знаний).

Задача 4

Текст данного файла разбейте на страницы, заголовки разделов оформите в стиле заголовков, вставьте нумерацию страниц (вверху страницы справа), в нижний колонтитул вставьте текущую дату, создайте автоматическое оглавление.

Задача 5

Годовой доход семьи из четырех человек составляет в среднем 150000 денежных единиц. Основные затраты состоят из: коммунальные услуги – 13700 (ден. ед.); плата за телефон – 9600 (ден. ед.); питание - 64000(ден. ед.); плата за детские учреждения – 5800 (ден. ед.). Остальная сумма тратится, исходя из нужд и потребностей семьи.

Требуется:

а) представить данные в виде таблицы;

б) рассчитать:

Рассчитать все те же показатели в долларах, считая курс равным 30 р. за доллар. Курс доллара должен находиться в отдельной ячейке, на которую делать ссылки.

Задача 6

Дана таблица в файле «к задаче 22.doc». Выполните для неё следующие задания.

800 р., если средний балл равен 4

900 р., если средний балл выше 4 и ниже 5

1000 р., если средний балл равен 5