Модуль
«Характер политического курса после Отечественной войны 1812 г.
Военные поселения: история, историография, источники»
Учебный курс – История России. Первая половина ХIХ в. (4 семестр, 54 часа; 18 лекций, 9 семинаров)
Название МП[1] – Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.
Структура МП: М-1 – М-2 – М-3 – М-4[2]
Название и номер модуля: М-3 – Характер политического курса после Отечественной войны 1812 г. Военные поселения: история, историография, источники[3]
Структура модуля № 3 (состав УЭ), необходимых для усвоения различными обучающимися:
1 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ8
2 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ 8
3 уровень: УЭ0 – УЭ1 – УЭ2 – УЭ3 – УЭ4 – УЭ5 – УЭ6 – УЭ7 – УЭ8
Предполагаемое время, отводимое на освоение материала модуля, – 4 часа (3 аудиторных в форме семинарского занятия, 1 – самостоятельная работа).
Необходимая для работы по модулю обязательная и дополнительная литература:
1. Военные поселения и граф А. А. Аракчеев в свидетельствах современников.
– А. И. Михайловский-Данилевский (1790–1848). Из воспоминаний. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 42–47.
– Ф. Ф. Вигель (1786–1856). Записки. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 47–51.
– Е. Ф. фон Брадке (1796–1861). Автобиографические записки. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 106–126.
– Ф. А. Пенкин. Воспоминания о военно-учительском институте. – См.: Аракчеев: свидетельства современников. – М., 2000. – С. 148–153.
2. А.Б. Зубов. Размышления над причинами революции в России. На грани веков. Царствование Павла I и царствование Александра Благословенного. – Новый мир. 2005. № 7.
Содержание модуля
№ УЭ |
Содержание материала |
Методическое руководство по освоению материала модуля |
||||||||||||||||||||
УЭ 0 |
В результате освоения модуля Вам необходимо: 1 уровень – знать причины возвышения А.А. Аракчеева в период царствований Павла I и Александра I, специфику его взаимоотношений с императором Александром Павловичем; – знать этапы формирования военных поселений, хронологические рамки существования данного явления; – уметь характеризовать сущность военных поселений в контексте целей их учреждения; – характеризовать историографическую традицию изучения военных поселений. 2 уровень – то же, что 1 уровень + выявлять объективные и субъективные причины формирования феномена военных поселений – как одного из наиболее спорных явлений отечественной истории первой половины ХIХ века; 3 уровень – то же, что 2 уровень + посредством сопоставления оценивать данные разных источников личного происхождения по истории военных поселений; оценивать степень достоверности свидетельств современников с учетом различий в их статусе, мировоззрении, лояльности ко двору и пр. |
Прочитайте цель Вашей работы над модулем, выберите уровень освоения Вами материалов модуля, обратите внимание на то, какие учебные элементы Вам для этого необходимо освоить. |
||||||||||||||||||||
УЭ 1 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень готовности к освоению материала модуля: А) традиционный вариант (вопросы) 1. Назовите важнейшие причины, которыми объясняют невероятную привязанность императора Александра I к А. А. Аракчееву? 2. Определите хронологические рамки существования военных поселений. 3. В чем состояла главная цель учреждения военных поселений? 4. Какова была общая численность военных поселян к концу царствования Александра I? 5. Когда и где произошло крупнейшее восстание военных поселян в первой четверти ХIХ в.? Б) методический прием мозгового штурма |
А) Работайте в парах, поочередно отвечая на вопросы и дополняя друг друга.
Б) работайте индивидуально в формате мозгового штурма: в течение 3-5 минут запишите в форме кратких утвердительных тезисов все, что знаете об Аракчееве, военных поселениях. Затем представьте результаты своей работы в парах. Внесите дополнения в свои перечни. |
||||||||||||||||||||
УЭ 2 |
Ваша цель состоит в том, чтобы выяснить основные этапы формирования замысла о военных поселениях – в контексте событий внешней и внутренней политики России в начале ХIХ в. и с учетом личностных характеристик императора Александра I. Для этого прочитайте фрагмент VIII статьи современного историка, профессора МГИМО А. Б. Зубова на стр. 15-19 данного модуля. |
Выделите в тексте основные события отечественной и зарубежной истории, которые повлияли на формирование замысла о военных поселениях. Используя прием логической и хронологической цепочки […] → […] → […] → […] →, восстановите последовательность этих событий. На основании перечня событий, а также обстоятельств взаимо-отношений Александра I и Аракчеева выделите основные этапы воплощения этого замысла. С помощью небольшой таблицы разграничьте объективные и субъективные причины принятия данного внутриполи-тического решения:
|
||||||||||||||||||||
УЭ 3 |
Ваша цель состоит в том, чтобы выявить сущность исторического феномена военных поселений. Для этого прочитайте фрагмент IХ статьи современного историка, профессора МГИМО А. Зубова на стр. 19-23 данного модуля. Обратитесь также к соответствующему разделу учебника под ред. В. А. Федорова (см. с. 66-67). |
Используйте в качестве приема структурирования и оформления информации любой из знакомых вам (по выбору) графических организаторов: кластер, «рыбья кость», классифицирующая лестница, прямой угол. |
||||||||||||||||||||
УЭ 4 |
Ваша цель состоит в том, чтобы зафиксировать специфику оценок, даваемых военным поселениям историками разных поколений (дореволюционная, советская, постсоветская историография). Для этого вновь обратитесь к предложенному Вам тексту статьи.
|
Составьте тематическую таблицу по следующему образцу, предварительно обсудив в парах, по каким критериям можно сравнивать позиции историков: в первый столбик занесите выбранные вами критерии, в остальные столбцы – выпишите соответствующие данному автору (в периоде развития историографии) наиболее показательные цитаты-характеристики.
|
||||||||||||||||||||
УЭ 5 |
Ваша цель состоит в том, чтобы на основании сопоставления информации, содержащейся в источниках личного происхождения, выявить основные черты личности А. А. Аракчеева – главноуправляющего военными поселениями Российской империи. Для реализации этой цели обратитесь к следующим источникам (см. стр. 5-14 данного модуля): А. И. Михайловский-Данилевский (1790–1848). Из воспоминаний; Ф. Ф. Вигель (1786–1856). Записки; Е. Ф. фон Брадке (1796–1861). Автобиографические записки; Ф. А. Пенкин. Воспоминания о военно-учительском институте. |
Работая индивидуально, составьте «двойной дневник»: в первую колонку выписывайте цитаты, во вторую колонку – свои комментарии. Количество цитат и объединение их в тематические блоки (а не по персоналиям авторов воспоминаний!) должно следовать нижеприведенному образцу:
|
||||||||||||||||||||
УЭ 6 |
Ваша цель состоит в том, чтобы сопоставить оценки военных поселений, содержащиеся в исторической литературе и в источниках личного происхождения. Также необходимо выяснить, какие акценты в характеристике данного феномена принципиально отличают подход профессионального историка и подход современника, фиксирующего свои воспоминания в записках и мемуарах. Для этого обратитесь к текстовым приложениям учебного модуля. |
Проанализируйте материалы тематической таблицы по историографии вопроса и информацию «двойного дневника» по источниковой базе изучения военных поселений. Обсудите в парах, что объединяет, а что различает эти источники информации. Результаты обсуждения зафиксируйте в таблице:
|
||||||||||||||||||||
УЭ 7 |
Ваша цель состоит в том, чтобы, обобщив полученную историографическую и источниковедческую информацию, сделать следующие выводы: А) можно ли оценивать военные поселения как проявление консервативной направленности александровской политики после завершения антинаполеоновских войн (как это принято в советской историографии)? Б) возможно ли интерпретировать изучаемый феномен в контексте либеральной идеи реформирования русского общества сверху? |
Выберите из двух предложенных наиболее близкую Вам позицию и аргументируйте ее в формате небольшого эссе. Если Вы не согласны ни с той, ни с другой точкой зрения, сформулируйте свой оценочный взгляд (в контексте мировоззренческих констант исторического процесса) и подтвердите его соответствующими фактами. |
||||||||||||||||||||
УЭ 8 |
Ваша цель состоит в том, чтобы определить уровень освоения материала модуля. А) I. Военные поселения как особая организация вооруженных сил, при которой строевая служба совмещалась с ведением хозяйства, существовали в России: А) с 1810 по 1831 гг. Б) с 1816 по 1855 г. В) с 1806 по 1819 гг. Г) с 1810 по 1857 гг. II. В статус военных поселян переводились: А) государственные крестьяне Б) помещичьи крестьяне В) удельные крестьяне Г) экономические крестьяне III. Кто из историков, разрабатывающих проблему военных поселений в историографии, относится к современному поколению исследователей: А) С. Г. Пушкарев Б) В. А. Томсинов В) Г. В. Вернадский Г) Н. М. Романов IV. На территории какой губернии впервые были созданы военные поселения: А) Полтавская Б) Харьковская В) Могилевская Г) Витебская |
А) выберите правильный ответ в предложенных тестовых заданиях;
Результаты работы по учебным элементам модуля, освоенным Вами, поместите в портфолио.
V. Кому принадлежит следующая оценка личности А. А. Аракчеева: он отличался «нечеловеческой преданностью, механической исправностью, точностью хронометра. Такие люди – клад для царей»? А) В. Г. Белинский Б) В. К. Кюхельбекер В) Н. В. Станкевич Г) А. И. Герцен |
[1] Применяемые аббревиатуры: МП – модульная программа (= макромодуль); УЭ – учебный элемент (структурная единица обучающего модуля);
[2] В программе учебной дисциплины «История России» мы выделяем следующие макромодули:
1) Социально-экономическое и государственно-политическое развитие развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.
2) Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи во второй четверти ХIХ в.
3) Цели и направления внешней политики Российской империи в первой половине ХIХ в.
На примере макромодуля № 1 «Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи в первой четверти ХIХ в.» покажем, как осуществлялись структурирование учебного материала и организация учебно-познавательной деятельности студентов по модулям.
Макромодуль 1 (или модульная программа) включает в себя следующие модули (соответствующие темам первого раздела УМК, совпадающие с темами семинарских занятий)
1. Социально-экономическое развитие в первой половине ХIХ века.
2. М. М. Сперанский в политической системе Российской империи начала ХIХ века
3. Изменение политического курса после Отечественной войны 1812 г. Военные поселения: история, историография, источники.
4. Декабризм как мировоззренческий и эстетический феномен.
В структуре макромодуля № 2 (модульной программы) «Социально-экономическое и государственно-политическое развитие Российской империи во второй четверти ХIХ в.» можно выделить следующие обучающие модули: М-1 – Промышленный переворот в России. Политика правительства в сфере экономики и финансов. М-2 – Внутренняя политика Николая I. Реорганизация системы государственной власти и управления. М-3 – Социальная политика второй четверти ХIХ в.: крестьянский вопрос. М-4 – Политика Николая I в сфере просвещения, печати, церкви, художественной культуры.
В структуре макромодуля (модульной программы) № 3 (внешняя политика первой половины ХIХ века) выделяются несколько модулей: М-1 – Цели и направления внешней политики России в 1801-1855 гг.; М-2 – Русско-французские отношения в первой четверти ХIХ в.: коалиционные войны, Отечественная война, заграничные походы русской армии; М-3 – Восточный вопрос во внешней политике Российской империи первой половины ХIХ в.; М-4 – Средняя Азия и Дальний Восток во внешней политике России первой половины ХIХ в.
[3] Основные вопросы для освоения М-3:
1. Личность графа А. А. Аракчеева в оценках современников. 2. История учреждения военных поселений.
3. Сущность феномена военных поселений в оценках дореволюционных и советских историков.