ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Гигиена и санитария

Физическое развитие детей и подростков отра­жает уровень здоровья популяции и является на­дежным информационным показателем санитар­но-эпидемиологического благополучия населения [5]. Уровень и динамика физического развития тес­но связаны с социально-экономическими и гигие­ническими условиями жизни детей и подростков [6]. Динамическое наблюдение за физическим раз­витием на уровне детской популяции позволяет

Выявлять влияние меняющихся условий жизни на рост и развитие детей, что делает особенно акту­альным в рамках социально-гигиенического мони­торинга регулярное отслеживание тенденций в фи­зическом развитии детей в различных регионах Российской Федерации [1].

Нами изучено физическое развитие 2453 детей (1185 мальчиков и 1268 девочек) в возрасте от 7 до 11 лет, проживающих в крупном промышленном

1 -


Городе и обучающихся в общеобразовательных уч­реждениях различного типа. С целью оценки со­временных тенденций в изменении антропометри­ческих показателей у младших школьников полу­ченные нами данные сопоставлены с материалами исследований физического развития детей, вы­полненных в разные годы в Уфе: в 1946—1947 гг. О. А. Смородинцевой [3], в 1972 г. Л. Д. Николае­вой [2] и в 1998 г. Г. Н. Богдановой [4].

Анализ этих материалов показал, что процессы акселерации среди младших школьников продол­жались вплоть до конца предыдущего столетия. Максимальное изменение антропометрических по­казателей наблюдалось во временном интервале с 1947 по 1972 г. (см. таблицу). Средние величины длины тела у мальчиков младшего школьного воз­раста за этот период увеличились от 9,31 до 12,93 см по различным возрастным группам. В то же время с 1972 по 1998 г. рост мальчиков тех же возрастов изменился в значительно меньшей сте­пени, увеличение составило всего 4,75—6,1 см. Аналогичная картина наблюдалась и у девочек, у которых рост за 1946—1972 гг. увеличился на 7,Si­ll,79 см, однако за следующий временной проме­жуток увеличение длины тела составило только 4,26—6,63 см.

За изучаемый период выявлено неравномерное увеличение массы тела детей младшего школьного возраста. Если максимальный прирост массы тела пришелся также на период с 1947 по 1972 г., то в последующие 25 лет нарастание массы тела детей продолжалось, но темп нарастания был ниже. Так, средний вес мальчиков к 1972 г. стал на 4,08—6,45 кг больше показателей их сверстников послевоен­ных лет. Средняя масса тела девочек увеличилась с 1947 по 1972 г. на 2,81—6,45 кг. В дальнейшем, к 1998 г. у мальчиков прирост массы тела составил 1,11—4,6 кг, у девочек — 1,83—4,01 кг.

Изменения показателей окружности грудной клетки носили иной характер. Так, средние вели­чины окружности грудной клетки в период с 1946 по 1972 г. уменьшались. У мальчиков за этот пери­од выявлено уменьшение на 1,86—4,15 см, лишь у 11-летних мальчиков в 1972 г. окружность грудной клетки была немного больше (на 1,67 см), чем у их сверстников в 1946 г. У девочек младшего школь­ного возраста за этот промежуток времени проис­ходило стабильное уменьшение показателей ок­ружности грудной клетки на 3,7—4,49 см. В после­дующие 25 лет отмечалось некоторое увеличение

Средних величин окружности грудной клетки. Так, у мальчиков 8—10 лет к 1998 г. средняя величина окружности грудной клетки увеличилась на 0,43— 2,21 см по сравнению с их сверстниками 1972 г. Лишь у 11-летних мальчиков этот показатель, на­против, стал меньше на 2,63 см. У девочек окруж­ность грудной клетки к 1998 г. была лишь на 0,45— 3,11 см больше соответствующих показателей их сверстниц 1972 г.

Полученные данные свидетельствуют о тенден­ции к астенизации физического развития. В период акселерации сдвиги в показателях физического развития детей в большей мере относились к изме­нению длины и массы тела, чем широтных разме­ров.

В результате сравнительного анализа данных физического развития детей младшего школьного возраста, полученных в 2004 г., с показателями их сверстников в 1998 г. можно говорить о выражен­ной тенденции к уменьшению длины тела у детей младшего школьного возраста. Показатели длины тела современных детей младшего школьного воз­раста уменьшились во всех возрастно-половых группах: различия в росте колеблются от 2,63 см у 7-летних мальчиков до 5,74 см у 11-летних. У де­вочек уменьшение составило от 3,11 до 5,63 см. Эти изменения статистически достоверны < 0,001) во всех возрастно-половых группах.

В последние годы наблюдается также уменьше­ние средних показателей массы тела младших школьников, однако эти изменения происходили менее значительными темпами. По сравнению с 1998 г. разница составляла от 0,28 до 3,25 кг в раз­личных возрастных группах мальчиков и от 0,46 до 3,08 кг у девочек. Достоверным было уменьшение массы тела у 10- и 11-летних мальчиков (р < 0,01 и Р < 0,001 соответственно) и у 11-летних девочек < 0,001). Различия в остальных возрастных груп­пах, хотя и не были столь значимыми, однако тен­денция к снижению показателей сохранялась.

Переходя к характеристике динамики средних показателей окружности грудной клетки отметим, что они уменьшились от 0,1 см до 2,46 см во всех возрастных группах у мальчиков и от 1,16 до 2,85 см у девочек. Достоверным является уменьшение окружности грудной клетки у 9- и 11-летних маль­чиков < 0,001 Ир < 0,01 соответственно) и дево­чек (р < 0,001). В остальных возрастных группах изменения были менее значимыми.





Таким образом, материалы, полученные при изучении физического развития младших школь­ников Уфы в течение полувека свидетельствуют о наличии характерных особенностей в динамике показателей. Если в конце 90-х годов можно было говорить о преобладании явлений акселерации у детей младшего школьного возраста, то в послед­нее время, согласно полученным нами данным, происходит изменение темпов онтогенетического развития. В последние годы идет постепенное уменьшение средних показателей длины тела у де­тей младшего школьного возраста, отмечается тенденция к уменьшению массы тела и окружно­сти грудной клетки. Результаты наших исследо­ваний свидетельствуют о том, что процессы ак­селерации детей исследуемых возрастов в Уфе можно считать законченными, постепенно они сменяются противоположной тенденцией — за­медлением темпов роста и развития детей (деце-лерацией), и в ближайшие годы следует ожидать усиления этих процессов. Это диктует необходи­мость постоянного мониторинга физического развития детей и подростков и уточнения имею­щихся региональных стандартов физического развития.

Литература

1. Кучма В. Р. И Гиг. и сан. - 2004. - № 6. - С. 14-16.

2. Николаева Л. Д. Состояние здоровья школьников в городе с развитой нефтехимической промышленно­стью: Дис. ... канд. мед. наук. — Уфа, 1974.

3. Смородинцева О. А. // Некоторые вопросы гигиены и профессиональной патологии. — Уфа, 1964. — Т. 14. - С. 177-179.

4. Стандарты физического развития детей школьного возраста города Уфы: Информ.-метод. письмо. — Уфа, 1998.

5. Суханова И. Н. // Рос. педиатр, журн. — 1999. — № 2. - С. 36-37.

6. Ямполъская Ю. А. // Гиг. и сан. — 1996. — № 1. — С. 24-26.

Недавно добавили