Научно-образовательный проект «Путь в науку. Перезагрузка»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Киров

2011


Информационная карта проекта

Название проекта

«Путь в науку. Перезагрузка»

Направление конкурса

Направление молодёжной политики

Наименование организации-заявителя

Организационно-правовая форма

Юридический адрес

Почтовый адрес

ФИО руководителя

Банковские реквизиты организации

Сроки реализации проекта

Продолжительность проекта

Место реализации конкурсного проекта

ФИО руководителя проекта

Должность

Телефон, E-mail

Полная стоимость проекта

В т. ч. собственный вклад

Запрашиваемая сумма


Актуальность проблемы

В настоящее время всё большее значение уделяется развитию научного потенциала общества и внедрению инноваций. Ряд программ и проектов на федеральном уровне посвящены поддержке молодых ученых: программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Правительства РФ на 2009-2013 годы, проект «Успех в твоих руках» Стратегии государственной молодежной политики РФ на период до 2016 года, «Зворыкинский проект»; создаются Советы молодых учёных при губернаторах, работают студенческие научные общества.

Несмотря на приоритетность данного направления в политике государства и модернизации России, на сегодняшний день не достаточно отработаны механизмы и технологии привлечения молодых людей к занятию научно-исследовательской деятельностью.

Необходимо привлекать талантливую молодежь к научно-исследовательской деятельности на ранних этапах обучения, например в старших классах школы, так как занятия наукой в школе помогают определиться с выбором будущей профессии, кругом научных интересов, и способствуют творческому развитию личности.

Здесь наиболее приоритетным и эффективным является налаживание взаимодействия между высшими учебными заведениями и учреждениями среднего образования (школами, лицеями, гимназиями). Благодаря этому взаимодействию к работе со школьниками могут привлекаться студенты, аспиранты и преподаватели вузов, что позволяет школьным работам выйти на новый качественный уровень. Всё это говорит о необходимости популяризации среди школьников научной деятельности.

В Вятском государственном гуманитарном университете в 2010 году при поддержке Управления по делам молодежи Кировской области был реализован научно-образовательный проект «Путь в науку», в рамках которого студенты – члены Студенческого научного общества ВятГГУ и преподаватели вуза проводили для школьников лекции по методологии науки и выступали научными руководителями при написании научных работ. По итогам была проведена Первая общегородская научно-практическая конференция школьников «Путь в науку».

В рамках аналитического этапа проекта было выявлено, что школьникам наиболее интересны занятия по конкретным дисциплинам и наукам, а не по методологии науки в целом, т. к. многие учащиеся школ занимаются исследовательской деятельностью и пишут проекты в рамках школьной дисциплины «Основы проектной деятельности», не так давно введённой в школах. Не вполне удобны для участников проекта были поездки на занятия в университет, который зачастую находится довольно далеко от школы. В то же время школьники проявили интерес к занятиям по конкретным дисциплинам и экскурсиям в лаборатории ВятГГУ. Огромный положительный двусторонний опыт был получен при участии студентов в качестве руководителей школьными исследовательскими работами.

Наибольший положительный эффект, отзывы участников и педагогов по результатам проекта имела Первая общегородская научно-практическая конференция школьников «Путь в науку». Данная конференция оказалась полезна и уникальна, т. к. в городе отсутствуют общегородские научные мероприятия, объединяющие школьников общеобразовательных школ, а не лицеев и гимназий. Следовательно, конференция способствует повышению качества школьного образования и уровня подготовки будущих абитуриентов кировских вузов, т. к. школьники общеобразовательных школ в отличие от выпускников лицеев и гимназий нацелены на поступление в кировские вузы.

Также уникальность конференции состоит в разновозрастности участников (с 5 по 11 класс) и широком межпредметном охвате. Еще одной положительной чертой конференции явилось отсутствие оргвзноса, бесплатное участие и публикация работ школьников, что получило положительный отклик педагогов и стало возможно благодаря финансовой поддержке Управления по делам молодежи Кировской области. Наличие у сборника грифа редакционно-издательского Совета ВятГГУ придает публикациям школьников более высокий научный статус и отличает от материалов подобных предметных городских конференций.

На основании анализа научно-образовательного проекта «Путь в науку» нами был разработан проект «Путь в науку. Перезагрузка» - комплексная программа, включающая в себя проведение в школах города «Дней науки», экскурсий в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ и проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку».

Проведение в школах города «Дней науки» будет посвящено в том числе памяти выдающегося ученого – М. В. Ломоносова. В связи с грядущим 300-летним юбилеем М. В. Ломоносова ЮНЕСКО и ООН объявили 2011 год Годом Ломоносова, что должно стать стимулом для обращения к его наследию. Михаил Васильевич Ломоносов известен всему миру как один из самых талантливых и гениальных ученых. Как известно, он достиг невероятных успехов в химии, физике, литературе, географии, истории, математике, астрономии, приборостроении, живописи и экономике. Именно поэтому «Дни науки» в рамках нашего проекта будут носить междисциплинарный характер и содержать информацию о достижениях этого выдающегося ученого.

Цель, основные задачи проекта

Основной Целью проекта является создание и апробация комплекса мероприятий, направленных на популяризацию среди школьников занятий научно-исследовательской деятельностью.

В рамках заявленной цели проект решает следующие Задачи:

1. Развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности в науке;

2. Привлечение студентов, аспирантов и преподавателей вуза к подготовке и реализации проекта;

3. Демонстрация учащимся школ позитивного опыта научно-исследовательской деятельности

4. Демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учебных заведений по организации учебной и научно-исследовательской деятельности школьников;

5. Привлечение общественного внимания к проблемам развития интеллектуального потенциала области.

Содержание проекта

Значимость проекта выражается в популяризации среди школьников занятий научно-исследовательской деятельностью, в привлечении талантливой молодежи в науку, демонстрации среди участников проекта позитивного опыта научных исследований и внедрения инноваций.

Новизна и уникальность Проекта состоят в том, что организаторскую и реализационную функцию будут выполнять студенты – члены студенческого научного общества ВятГГУ. Благодаря небольшой разнице в возрасте между студентами и школьниками, обеспечивается доступность донесения информации для учащихся школ по проблемам современной науки. Общение со студентами, достигшими больших успехов в области научной деятельности, демонстрирует учащимся позитивный опыт их сверстников. Данный факт стимулирует школьников к занятию исследовательской деятельностью.

В имеющихся мероприятиях в сфере молодежной науки целевой группой являлась талантливая молодежь, а основная цель – совершенствование знаний по отдельному разделу науки. Данный проект в качестве целевой аудитории рассматривает школьников общеобразовательных школ, а в качестве цели – развитие научно-исследовательских навыков.

Основные целевые группы. В качестве основной целевой группы проекта выступают учащиеся 8-11 классов общеобразовательных школ города Кирова и области.

Реальность реализации проекта обусловлена ранее накопленным опытом реализации проектов по привлечению школьников к занятию научно-исследовательской деятельностью и наличием готовой команды из членов Студенческого научного общества ВятГГУ, готовых принять участие в реализации данного проекта.

Кроме того, в ВятГГУ разработана методическая база и подобран соответствующий педагогический состав для проведения подобного проекта.

Проект легко тиражируем на другие вузы и образовательные учреждения нашего региона, т. к. при выполнении проекта не требуются высокозатратные технологии и дорогостоящее оборудование.

Основные виды деятельности по проекту:

- организационная деятельность (организация и проведение Дней науки в школах города, экскурсий в научные лаборатории ВятГГУ, городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку»)

- PR-деятельность

- профориентационная деятельность

- обучающая деятельность (проведение в школах «Дней науки»)

Материальное обеспечение проекта включает:

- наличие аудиторий для проведения конференции и презентаций лабораторий.

- оплата труда привлекаемых специалистов;

- мультимедийные ресурсы;

- канцтовары;

- эксперементальные материалы;

- полиграфические материалы (брошюры, буклеты, плакаты, календари);

- издание сборника научных работ школьников по итогам реализации проекта.

Всё вышеперечисленное позволит достичь максимальной полезности проекта и доступности форм обучения.

Основные критерии оценки показателя эффективности Реализации проекта:

· Количество учащихся, принявших участие в реализации проекта;

· Количество школ принявших участие в проекте;

· Количество школьников принявших участие в конференции;

· Удовлетворённость школьников участие в проекте.

Способы определения эффективности реализации проекта:

1. Статистические данные по проекту (количество участников, подавших заявки на конкурсы различного уровня, количество призовых мест на конкурсах).

2. Наблюдение за участниками проекта в ходе проведения мероприятий по реализации.

3. Оценочные тесты после завершения проекта.

4. Анкеты участников проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1) Создание и апробация опорной площадки по поддержке и обучению молодежи научно-исследовательской деятельности;

2) Проведение мероприятий по проекту:

- проведение в школах города комплекса мероприятий «Дни науки». Предполагает проведение семинаров и тренингов для учеников 8-11 классов. Занятия, разрабатываемые и проводимые студентами, будут содержать познавательные и занимательные факты из различных областей современной науки (биологии, химии, истории, физики, математики, филологии и общественных наук). Качество содержания занятий будет проверяется профессорско-преподавательским составом ВятГГУ. Незначительная разница в возрасте между студентами и школьниками позволяет проводить занятия в атмосфере «равный равному». Для большей наглядности занятия сопровождаются оригинальными опытами и экспериментами. Также студенты предоставляют информацию о текущем состоянии науки, о последних научных достижениях, рассказывают о своей собственной научной деятельности, об опыте и перспективах работы в науке.

- проведение экскурсий в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ. Экскурсии в научные лаборатории позволят школьникам на практике познакомиться с процессом приращения научного знания, принять участие в проведении исследований. Экскурсия включает в себя мультимедийную презентацию лаборатории, рассказ о её исследованиях и достижениях, выставку литературы и иной продукции лаборатории, а также экскурсию по самой лаборатории.

- проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку». Конференция является итоговым этапом реализации проекта, т. к. количество и качество её участников будет зависеть от организации научной деятельности в школах, от качества проведения «Дней науки» и заинтересованности школьников в научных исследованиях, сформированной во время экскурсий в лаборатории ВятГГУ.

Предполагается участие 500 школьников, бесплатная публикация работ всех участников, награждение лучших участников дипломами и ценными призами. Работа конференции пройдёт по следующим направлениям: биология, химия, история, физико-математические, филологические и общественные наук.

3) Увеличение интереса школьников к занятию научно-исследовательской деятельностью и приобретение ими новых знаний:

- выявление позитивного опыта организации научной деятельности в общеобразовательных школах города и выявление талантливых школьников;

- освещение проекта в СМИ (популяризация науки и привлечение общественного внимания к проблеме вовлечения молодежи в науку)

- взаимодействие школьников и членов Студенческого научного общества ВятГГУ (преемственность поколений, овладение новыми знаниями и навыками)

- публикация комплекса методических материалов по проекту;

- увеличение количества участников проекта (около 500 школьников)

4) Увеличение результативности научно-исследовательской деятельности школьников:

- приобретение школьниками навыков исследовательской работы (участники смогут разработать и представить собственные проекты),

- разработка и представление школьниками собственных научных проектов (школьники примут активное участие в конкурсах и конференциях)

Работы, написанные участниками проекта впоследствии отправляются на региональные, всероссийские и международные конкурсы. В частности работы могут участвовать в ежегодных всероссийских конкурсах:

- заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность»;

- конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»,

- конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России»;

- молодежный фестиваль «Меня оценят в XXI веке»;

- молодежный форум по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЕСКО 2010»;

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе. В ходе реализации проекта участники приобретут знания в области науки, повысится их интерес к исследовательской деятельности, что в дальнейшем будет способствовать занятию научной деятельностью в школе и вузе.

Школьники приобретут опыт участия в научных мероприятиях и написания публикаций. В долгосрочной перспективе возможно проведение Дней науки в районных школах Кировской области.

Позитивные изменения будут касаться увеличения количества молодых учёных в Кировской области и качества абитуриентов, поступивших в вузы области и страны.

В рамках проекта можно оценивать качественные и количественные изменения, которые произойдут в системе реализации молодежной политики в отношении молодых учёных на территории области в долгосрочном периоде:

· Увеличение количества молодых людей занимающихся научно-исследовательской работой;

· Повышение престижа научной деятельности в молодёжных кругах;

· Повышение качества студентов вузов, которые уже с первого курса смогут плодотворно и качественно заниматься научной деятельностью

Устойчивость результатов заключается в том, что в рамках проекта будет разработан комплекс мероприятий, который может быть тиражирован в вузах и школах города Кирова и области.

Механизм и план реализации проекта

«Путь в науку. Перезагрузка» – программа мероприятий, ориентированная на пропаганду научной деятельности среди учащихся общеобразовательных школ. Учащиеся познакомятся с научно-исследовательской деятельностью, получат опыт участия в конференциях и написания научных публикаций.

Всё это будет являться одним из основных результатов работы комплексной программы, включающей в себя проведение в школах города Кирова «Дней науки», экскурсий в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ и проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку».

Сроки реализации проекта: апрель 2011 г. – декабрь 2011 г.

Этапы реализации проекта

1этап: Подготовительный.

Цель этапа: создание условий для реализации проекта.

1.1 Разработка методических материалов по проекту.

1.2. PR-деятельность по проекту.

1.3. Привлечение школ города к участию в проекте.

2 этап. Основной (подробный план – см. ниже)

Цель: реализация мероприятий по проекту.

2.1. Проведение в школах «Дней науки».

2.2. Проведение экскурсий в научных лабораториях ВятГГУ.

2.3. Проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку».

2.4. Издание сборника научных работ школьников по итогам реализации проекта.

3 этап. Аналитический.

Цель: анализ результатов реализации проекта.

3.1. Определение результатов реализации проекта.

3.2. Определение перспектив дальнейшего развития проекта.

Календарный план мероприятий по проекту

Мероприятие

Сроки реализации

Ответственные

Подготовительный этап

Разработка методических материалов по проекту

Апрель 2011 года

Тулякова О. В. к. б.н., доцент

PR-деятельность по проекту

Апрель – декабрь 2011 года

Позолотина М. П., студентка 2 курса физико-математического факультета

Привлечение школ города к участию в проекте

Апрель - май 2011 года

Старостина Алёна Андреевна, студентка 2 курса факультета философии и культурологи

Основной

Проведение Дней науки в школах г. Кирова

Апрель-май, сентябрь-ноябрь 2011 года

Виноградова А. Н.

Студентка 3 курса исторического факультета, Тулякова О. В. к. б.н., доцент

Проведение экскурсий в научные лаборатории ВятГГУ

Аперль-май, сентябрь-ноябрь 2011 года

Селезенев Роман Владимирович, студент 4 курса химического факультета, Позолотина М. П., студентка 2 курса физико-математического факультета

Подготовка и проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку»

Сентябрь-декабрь 2011 года

Коткин Р. Ю., студент 2 курса факультета управления, Тулякова О. В. к. б.н., доцент

Издание сборника научных работ школьников по итогам реализации проекта.

Декабрь 2011 года

Тулякова О. В. к. б.н., доцент, Горохова Т. Г., студентка 4 курса юридического факультета

Аналитический этап

Подведение итогов реализации проекта, определение перспектив

Декабрь 2011

Тулякова О. В. к. б.н., доцент

Аналитическая статья по результатам проекта

Декабрь 2011 года

Тулякова О. В. к. б.н., доцент

Реализация основного этапа

Реализация основного этапа проекта включает в себя:

· проведение Дней науки в школах г. Кирова,

· проведение экскурсий в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ,

· организацию и проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку».

Проведение в школах города Кирова «Дней науки». Для осуществления проекта будет выбрано 10 школ, на базе которых предполагает проведение еженедельных занятий для учеников 9-11 классов (300 человек).

План занятий в рамках проведения «Дня науки» в одной отдельно взятой школе, с некоторыми вариациями, будет выглядеть так:

1) Торжественное открытие «Дней науки»: приветственное слово организаторов и администрации школы, мультимедийная презентация проекта

2) Проведение профориентационных тестов: школьники смогут определиться со своей будущей профессией, а также получить необходимую информацию о перспективах профессионального совершенствования.

Проведение тестов на определение приоритетной области знаний поможет определить какая дисциплина наиболее интересна и в какой области знаний школьник достигнет наибольшего успеха.

Данные тесты позволят выявить наукозаинтересованных школьников и помогут распределить их по секциям.

3) На основе результатов тестов учащиеся смогут выбрать одну из 6 действующих в рамках «Дней науки» секций: биология, химия, история, физика, математика, филология и общественные науки.

· Основная деятельность школьников будет направлена на работу над собственным научным исследованием под руководством молодых ученых. Результаты данных исследований будут представлены школьниками на Второй городской конференции школьников города Кирова.

· Дополнительно на каждой секции студенты проводят занятия, содержащие познавательные и занимательные факты из различных областей современной науки. Качество занятий будет проверяется профессорско-преподавательским составом ВятГГУ. Незначительная разница в возрасте между студентами и школьниками позволяет проводить занятия в атмосфере «равный равному». Для большей наглядности занятия сопровождаются оригинальными опытами и экспериментами.

· Также студенты предоставляют информацию о текущем состоянии науки, о последних научных достижениях, рассказывают о своей собственной научной деятельности, об опыте и перспективах работы в науке.

· На каждой из предложенных секций школьники смогут узнать какие перспективы профессионального развития и карьерного роста ждут их при выбранной специальности, а так же они смогут задать любой интересующий их вопрос, касающийся данной профессии.

Работа научных секций по направлениям будет осуществлятся факультативно и внеурочно.

В области Естественных наук заинтересованным школьникам будет продемонстрирован положительный опыт научных исследований студентов ВятГГУ: будут показаны различные опыты, эксперименты, а также будут представлены Лучшие студенческие научные работы по данным дисциплинам.

В области Гуманитарных и общественных наук администрациям школ будет предоставлен выбор проведения «Дней науки»:

ü круглые столы по актуальной проблематике (круглый стол, посвященный 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны, круглый стол, посвященный 50-летней годовщине первого в истории полета человека в космос по истории, круглый стол «Россия в рамках вступления в ВТО» для школ с экономическим уклоном и т. д.)

ü семинары (семинар «М. В. Ломоносов в судьбе России» по истории и литературоведению и т. д.)

ü познавательные занятия «Узнай-ка» по всем предложенным дисциплинам, в рамках которых будут продемонстрированы лучшие научные достижения студентов ВятГГУ.

4) Подведение итогов «Дня науки», приглашение всех желающих на экскурсии в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ, участие школьников во Второй городской конференции «Путь в науку».

1. Проведение экскурсий в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ. Экскурсии в научные лаборатории позволят школьникам на практике познакомиться с процессом приращения научного знания, принять участие в проведении исследований. Экскурсия включает в себя мультимедийную презентацию лаборатории, рассказ о её исследованиях и достижениях, выставку литературы и иной продукции лаборатории, а также экскурсию по самой лаборатории.

Список лабораторий:

- Научно-исследовательская лаборатория генезиса и эволюции почв. Руководитель – д. геогр. н., доц. А. М. Прокашев.

- Научно-исследовательская лаборатория биоморфологии растений. Руководитель – д. биол. н., доц. Н. П. Савиных.

- Научно-исследовательская лаборатория функциональной электроники. Руководитель – д. техн. н., проф. В. И. Жаворонков.

- Лаборатория нанохимии и нанотехнологии ВятГГУ (совместно с ЛЕН г. Кирова). Руководитель – к. хим. н., ст. преподаватель Д. Н. Данилов.

- Научно-исследовательская лаборатория биомониторинга Института биологии Коми НЦ УрО РАН и ВятГГУ. Руководитель – д. техн. н., проф. Т. Я. Ашихмина.

- Научная социологическая лаборатория. Руководитель – к. соц. н., ст. преподаватель Е. В. Митягина.

- Лаборатория археологических исследований исторического факультета;

- Криминалистическая лаборатория юридического факультета.

2. Проведение Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку» предполагает участие учеников общеобразовательных школ города Кирова. Работа конференции пройдёт по следующим направлениям: биология, химия, история, физико-математические, филологические и общественные наук. По итогам конференции будет издан сборник работ участников.

В рамках проекта предполагается участие около 500 учащихся школ, 50 студентов и преподавателей.

Финансовые, материальные, кадровые ресурсы и организационные возможности по реализации проекта

Кадровое обеспечение проекта.

В реализации проекта участвуют члены студенческого научного общества ВятГГУ, аспиранты, кандидаты и доктора наук.

Студенты (члены Студенческого научного общества ВятГГУ) и аспиранты принимают участие в организации и проведении Дней науки в школах, Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку», организации экскурсий в научно-исследовательские лаборатории ВятГГУ.

Преподавательский состав ВятГГУ принимает участие в проведении экскурсий в научно-исследовательские лаборатории, разработке занятий в рамках Дней науки в школах, в организации и проведении Второй городской научно-практической конференции школьников «Путь в науку».

Должность

Обязанности

Руководитель проекта

Организация работ по проекту, контроль похождения этапов проекта, внесение корректив в работу проекта по необходимости, решение иных организационных вопросов.

Исполнители проекта

Качественно и в сроки выполнять мероприятия по проекту, вносят предложения по изменению плана мероприятий по проекту, разработка методических материалов по проекту

Привлекаемые специалисты

Выполнение работы качественно и в срок.

Финансовое обеспечение проекта Осуществляется за счет средства гранта данного конкурса и материальной поддержки ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет».

Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта

№№

Наименование организации / структуры

Источник финансирования

1.

ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Статьи в бюджете университета

2.

Средства гранта данного конкурса

Средства Управления по делам молодёжи Кировской области

Источники финансирования продолжения проекта. В качестве источников дальнейшей реализации проекта рассматриваются участие в грантовских конкурсах различного уровня.

Недавно добавили

04 March 2012