Контрольная работа по дисциплине «Основы специальной психологии» на тему: «Психология детей с ЗПР»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Вятский государственный гуманитарный университет

Контрольная работа по дисциплине «Основы специальной психологии» на тему: «Психология детей с ЗПР»

студентки 4 курса ОЗО
филологического факультета
группы Р-41
Константиновой
Екатерины Николаевны


Преподаватель: Хмелькова Е. В.

Киров 2010

Чтобы попасть в страну детства писателя Лиханова, необходимо открыть его повести «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Детская библиотека», « Последние холода».
Все повести писались в разное время. Спустя годы писатель объединит их в одну книгу с общим названием «Русские мальчики», в подзаголовке напишет «Роман в повестях», а через десять лет опубликует продолжение романа – три новые повести. В общей сложности работа над романом займет более тридцати лет.
Колька, главный герой романа, обыкновенный мальчишка из обыкновенной семьи. Хотя, возможно, от своих сверстников его отличает способность больше видеть, больше замечать, и это все дано в развитии. Поэтому объединяет повести не только сквозной герой, но и сквозная тема. Тема взросления ребенка, воспитания и развития детской души в суровое военное время. Герой повестей учится понимать других людей, сопереживать, помогать, сочувствовать, принимать самостоятельные решения, ценить дружбу, прощать. Все для него впервые.
Каждая повесть углубляет тему, вносит новые аспекты, новое смысловое содержание, и в этом их особенность, индивидуальность, а в целом весь цикл повестей – это протест войне, ведь война и детство понятия несовместимые.
В повести «Крутые горы» писатель создает обобщенный образ войны так, как ее может увидеть и понять ребенок. Вокруг Кольки изменилось все: не стало рядом отца, мама сутками пропадает на работе, еда стала невкусная, да и той не хватает, появились треугольники фронтовых писем, похоронки. Казалось, кто-то убрал из жизни все цветные краски, остались только серый и черный цвет: цвет ночи, цвет солдатской одежды, да цвет холода и белого снега. И каждое утро о войне напоминает рев заводских гудков.
Герой повести слишком мал, чтобы сразу осмыслить и понять беду. Потребуется много времени для того, чтобы Колька понял смысл плаката «Родина-мать зовет», чтобы в его душе появилось чувство страха за жизнь отца. Уйдет на это осмысление часть детства, которая поместится между двумя ориентирами: цветущим садом, залитым солнечным светом, из довоенной жизни, и трупами солдат из санитарного поезда, прибывшего с войны.
А в целом, это история о том, как Колька покоряет первые в своей жизни крутые горы в прямом и переносном смысле.
Повесть «Музыка» - рассказ о первой драке в жизни мальчика. Колька вступает в борьбу с обстоятельствами, отстаивая право быть самим собой.
Тема войны в повести «Деревянные кони» продолжается, но появляется и новая тема – тема Родины. Городской мальчишка открывает для себя сельские просторы. В деревне Колька видит войну другими глазами. Он не только понимает единение людей против беды, он первый раз в жизни видит «горе не одного человека, не одной семьи, а целой деревни». Здесь у памятника, мальчик взрослеет буквально на глазах, он впервые начинает понимать, как велика цена победы в этой войне.
«У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна на все времена. Не скрипи, не вой, не рычи, кикимора, не пугай детей». – Такими словами заканчивается повесть «Кикимора», повесть о жестокости, доброте и прощении.
Маленький герой видит трагедию несправедливо обиженного и озлобленного человека. Испытания не только сломали судьбу Мирона, но и убили его душу. Он не забыл обиды, не простил, он мстит, но кому?
Колька пытается понять, почему человек позволил злу победить себя, почему Мирон не жалеет, а, напротив, обижает самых близких ему людей. Интересно, что зло для Кольки не просто поступки Мирона, зло приобретает образ кикиморы. Мирон пустил в свою душу зло, как кикимору в печную трубу, и, как только печь растопят, кикимора скрежещет, верещит, пугает людей.
Колька терпит обиды и думает, что когда отец вернется с фронта, он расскажет ему про Мирона, а отец, естественно, накажет обидчика. Но когда возвращается отец, ненависть к Мирону перерастает в другое чувство, похожее на жалость, и Колька отказывается вершить над ним суд:
«Да что ты знаешь о нем? Обманывал, хвостнул кнутом, врал про дрова? А еще, еще, еще! Туда дальше, что ты знаешь о нем? Какая душа у него, как он жил, кто и почему наказал его – ты знаешь? Нет уж, будь как будет. Все, что он сделал, принадлежит ему», - так думает Колька.
«Последние холода» - самая трагическая повесть цикла. С ее страниц действительно веет холодом, хотя заканчивается книга известием о Победе. Каждая повесть цикла – протест войне, но «Последние холода» - особенная книга, страшная своей бытовой правдой о войне.
Оказывается, человек может привыкнуть к беде, к тому, что голод превращает детей в шакалов, отнимающих еду у более слабых детей. И, на первый взгляд, кажется, что от тебя ничего не зависит, ведь всех не спасешь, не накормишь, если голодаешь сам. Но, если ты проходишь мимо беды, мимо умирающего от голода человека, даже не пытаясь помочь ему, не теряешь ли ты, человек, те качества, которые отличают тебя от зверя.
Такую проверку на человечность устраивает на прощание Кольке война.
Жестокая схватка человеческой доброты со злом – основная тема повести. Возможно, поэтому почти с первых страниц книги появляется ощущение, что ее содержание можно выразить музыкой.
Говорить о творчестве писателя и не назвать повесть «Солнечное затмение», значит не сказать о многом. Дружба, первая любовь, семейные проблемы, способность понимать другого человека, горе, сострадание и многое- многое другое можно найти в этой повести.
Кто будет возражать, что без любви жизнь человека пуста и грустна, печальна и бессмысленна? Но как быть, если речь идет не о простом человеке, а о девушке- подростке и, если эта девушка – инвалид? Найдется ли юноша, который не побоится создать с ней семью?
Лена красива, умна, ее можно полюбить, но что дальше? Ведь взрослая жизнь – это не юношеское увлечение. Разочарование, расставание могут убить, разбить сердце. Может, мама права, и в мире здоровых людей нет места ей, девочке в инвалидном кресле? И, возможно, этот путь поможет ей, Лене, избежать столкновения с непониманием, жестокостью? Так считает мама. Но Лена выбирает другой путь.
Лиханов очень бережно относится к чувствам своих героев. Ни Лена, ни Федор не произносят слов «любовь», «люблю», «любимая», «любимый», но за каждым взглядом, за каждым их словом угадывается это чувство, возможно, именно поэтому верится, что они никогда не смогут расстаться. И верится, что жизнь действительно прекрасна, как солнце, а все беды имеют временной характер, как солнечное затмение.

Библиография

1. Акимова А., Акимов В.(О повестях «Детская библиотека», «Кикимора», «Магазин ненаглядных пособий») // Акимова А., Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые… - М., 1989.
2. Богучаров А. О повести Лиханова « Крутые горы» // Детская литература. – 1972. - №1.
3. Любовикова Е. На весах сердечности, любви и души // Кировская правда. – 1977.
4. Престоронин Н. Мужская школа русских мальчишек // Вятский край. – 1995.

Недавно добавили