Информатика

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
  • Конспект урока
  • Процедурные типы. Паскаль.

  • Цели написания курсовой :
  1.                             1. Найти и разобраться с новым материалом.
  2.                             2. Составить план занятия по теме ”Процедурный тип данных в языке Turbo Paskal”.
  3.                             3. Написать конспект урока по найденному материалу.
  •                              + Демонстрация практического применения нового материала.
  1.                             4. Оценить усвоенные теоретические знания учащихся (текущим опросом)
  •  
  •  
  •   Содержание курсовой:
  •                        1. НЕОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРИЗАЦИИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ                                                          
  •                        2. ПОДПРОГРАММЫ В ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ.
  •                        3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
  •                        4. ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВ ДАННЫХ В ТУРБО ПАСКАЛЕ.
  •                        5. ПРОЦЕДУРНЫЕ ТИПЫ.
  •                        6. ПРОЦЕДУРНЫЕИ ЗНАЧЕНИЯ.
  •                        7. ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.
  •                        8. ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ. 
  •                        9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
  •  
  • ПРЕДИСЛОВИЕ.
  • ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
  • 1.Описание процедурного типа.
  • 2.Процедурные значения.
  • 3.Пример, иллюстрирующий пользу процедурного типа, когда над              множеством процедур или функций выполняются общие действия.
  • 3'.Задание-упражнение.
  • 4.Проверка теоретических знаний тестом. Контрольная работа-зачет
  •     проводится после изучения всего раздела “Процедуры и функции”,
  •     где по этой теме задание: решить задачу-пример1.1.           
  •   
  •     План занятия может выглядеть следующим образом, потому что я не знакома с методами преподавания информатике. После изучения этой
  • дисциплины план будет корректироваться. Сейчас же, исходя из своего
  • двухлетнего обучения информатике и перенеся его через свое сознание
  • я имею некоторое представление, которое объективно оценить не могу.
  •     В своей школьной работе, при предоставленной возможности изуче-ния Турбо Паскаля, буду ориентироваться на учебник Попова В.Б. “TU-
  • RBO PASKAL для школьников”, где затронута эта тема.
  •     Безусловно, эта курсовая не конечный результат. Со временем она будет пополняться новыми практическими заданиями и усовершенствованием  преподавания теоретического  материала для облегчения пони-мания учащимися.
  •      Само написание курсовой имело очень большое образовательного
  • значение:  расширение своих представлений о возможностях Турбо Паскаля; навыки работы на компьютере, т.к. Word не преподавался;
  • появление практических представлений об  Internet.  
  •     
  • 1. НЕ ОБХОДИМОСТЬ СТРУКТУРИЗАЦИИ В ПРОГРАММИРОВАНИИ
  •  Развитие индустрии создания программных средств и все более широкое ис­пользование различных программ для удовлетворения информацион-ных потребно­стей человека существенно повышают требования к надеж-ности программного из­делия, т. е. к уменьшению числа оставшихся невы-явленных ошибок в программе и таких неучтеных ситуаций, при возни-кновении которых программа может выдать неопределенный результат или прекращает свое нормальное функционирование.
  •      Значительное увеличение сложности задач, решаемых с помощью ЭВМ, при­водит к увеличению размеров и сложности программ, что поро-ждает дополнитель­ные трудности при их разработке и отладке. Увеличе-ние продолжительности жизненного цикла программ приводит к тому, что с течением времени из-за изме­нения условий использования прог-рамм возникает необходимость их модифика­ции, повышения их эффекти-вности, удобства пользования ими.
  •      Для разрешения возникших при этом проблем в практике программи-рования выработан ряд приемов и методов, которые принято называть ме-тодами структур­ного программирования.
  •      Под структурным программированием понимают такие методы чет-ко прослеживаться логика ее работы, т. е. не должно быть "скачков" на фрагменты программы, расположенные где-то в другом месте програм-мы.
  •      Структурное программирование — "программирование без gо tо", т. е. не ис­пользуются операторы перехода без особой необходимости. В связи с этим отдель­ные фрагменты программы представляют собой некоторые логические (управляю­щие) структуры, которые определяют порядок вы-полнения содержащихся в них правил обработки данных. Любая програм-ма получается построенной из стандарт­ных логических структур, число типов которых невелико.
  •       Основные логические структуры :
  •       следование — последовательность операторов, групп операторов, выполняе­мых друг за другом в порядке их следования в тексте програм-мы;
  •       ветвление — управляющая структура, которая в зависимости от вы-полнения заданного условия определяет выбор для исполнения одного из двух или более за­данных в этой структуре групп операторов;
  •       повторение — цикл, в котором группа операторов может выполнять-ся по­вторно, если соблюдается заданное условие.
  •       Существенная особенность всех этих структур — то, что каждая из них имеет только один вход и только один выход, что и обеспечивает логически последова­тельную структуру программы. Все эти структуры определяются рекурсивно, т. е. каждая из входящих в структуру групп операторов может быть одним оператором, группой операторов и может быть любой из допустимых структур — допускается вложение структур.
  •        Так как программа задает правила обработки данных, то проекти-рование самих данных при изготовлении программы имеет не менее важ-ное значение, чем проек­тирование правил их обработки. Очевидно, что, чем четче определены сами дан­ные, тем легче разрабатывать правила их обработки. Простота и надежность про­граммы существенно зависят от того, насколько удобно отдельные обрабатывае­мые данные объединены в некоторые структуры. При этом язык программирования Паскаль требует от программиста четкого описания вводимой в употребление структуры данных, что позволяет транслятору обеспечивать работу с каждой такой структурой и следить за корректностью ее использования.
  •       
  •        Для того чтобы возложить на транслятор контроль за корректностью использо­вания в программе различных типов данных, в Паскале требу-ется описывать кон­станты и переменные перед их применением с указа-нием их типа. Чтобы эти описа­ния было легче использовать транслятору или программисту, Паскаль требует чет­кой структуризации программы, отводя для различного рода информации строго отведенное место.
  •        Метод нисходящего проектирования программ. С массовым внед-рением вычислительной техники процесс программирования постепенно превращается в промышленное изготовление программ. Для этой цели со-здаются разнообразные технологии программирования. Примерами таких технологий могут служить тех­нология нисходящего программирования и технология восходящего программиро­вания.
  •        Технология нисходящего программирования базируется на методе програм­мирования "сверху-вниз". Часто этот метод называют методом пошаговой детали­зации. Большинство специалистов в области програм-мирования придерживаются той точки зрения, что именно этот метод создает предпосылки к решению сложных проблем. Основой такого ме-тода является идея постепенной декомпозиции исходной задачи на ряд подзадач. Сначала формулируется самая грубая модель реше­ния, отдель-ные детали которой на первом этапе могут быть довольно расплывчаты­ми (как вид какого-либо участка земли с большой высоты, в котором нераз-личимы мелкие подробности). По мере разработки программы, разбивая наиболее неясные части алгоритма и добиваясь все более точных и дета-лизированных формулировок, мы получаем более подробное решение, как бы опускаемся с большой высоты ни­же и начинаем при этом разли-чать более мелкие детали. Решение отдельного фраг­мента сложной зада-чи может представлять собой самостоятельный программный блок, назы-ваемый подпрограммой. Такой процесс детализации продолжается до тех пор, пока не станут ясны все детали решения задачи. В этом случае прог-рамму решения сложной задачи можно представить как иерархическую совокупность от­носительно самостоятельных фрагментов — подпрог-рамм.
  •        Таким образом, подпрограммой называют обособленную, оформлен-ную в ви­де отдельной синтаксической конструкции и снабженную име-нем часть програм­мы. Использование подпрограмм позволяет, сосредото-чив в них подробное описа­ние некоторых операций, в остальной програм-ме только указывать имена подпро­грамм, чтобы выполнить эти операции. Такие вызовы подпрограммы возможны не­однократно из разных участков программы, причем при вызове подпрограмме мож­но передать некото-рую информацию (различную в разных вызовах), чтобы одна и та же под-программа выполняла решение подзадачи для разных случаев.
  •        Понятие подпрограммы как обособленной именованной части прог-раммы со своими собственными объектами (константами, переменными и т.п.) является во многих языках программ0ирования основным средством структурирования про­грамм. Современные подходы к разработке прог-рамм поощряют явное оформление в виде подпрограммы любого достато-чно самостоятельного и законченного про­граммного фрагмента.
  •  
  • 2.  ПОДПРОГРАММЫ В ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ
  •        За наличие структурирования программ язык про­граммирования Турбо Паскаль называется процедурно-ориентированным.
  •        Подпрограммы в Турбо Паскале реализованы посредством процедур и функ­ций. Имея один и тот же       смысл и аналогичную структуру, про-цедуры и функции различаются назначением и способом их использова-ния.
  •       Процедура — это независимая именованная часть программы, кото-рую можно вызвать по имени для выполнения определенных действий. Структура процедуры повторяет структуру программы. Процедура не может выступать как операнд в вы­ражении. Упоминание имени проце-дуры в тексте программы приводит к активиза­ции процедуры и называет-ся ее вызовом. Например, Read(F) читает с клавиатуры некоторое значе-ние и присваивает его переменной F, Delау(5) вызывает задержку выпо-лнения программы на 5 мс.
  •        Отличие подпрограмм-процедур от подпрограмм-функций состоит в том, что процедуры служат для задания совокупности действий, направ-ленных на изменение внешней по отношению к ним программной об-становки, а функции, являясь частным случаем процедур, отличаются от них тем, что они обязательно возвращают в точку вызова основной прог-раммы единственный результат как значение имени этой функции.
  • 3. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  • При решении задач выполняется обработка информации различного характера. Это могут быть целые и дробные величины, строки и др. Соответственно констан­ты и переменные должны быть описаны как целые, дробные, строковые и т. д.
  • Для описания множества допустимых значений величины и совокупности опе­раций, в которых может участвовать данная величина, используется указание ее ти­па данных. Тип данных (data type) — множество величин, объединенных опреде­ленной совокупностью допустимых операций.
  • Каждый тип данных имеет свой диапазон значений и специальное зарезервиро­ванное слово для описания. Например, значения 1 и 2 относятся к целочисленному типу, их можно складывать, умножать и выполнять над ними другие арифметиче­ские операции.
  • Все типы данных можно разделить на две группы: скалярные и структуриро­ванные (составные). Скалярные типы, в свою очередь, делятся на стандартные и пользовательские.
  • Стандартные типы предлагаются пользователям разработчиками системы Тур­бо Паскаль. К ним относятся целочисленные, вещественные, литерные, булевские типы данных и указатели.
  • Пользовательские типы разрабатываются пользователями системы программи­рования Турбо Паскаль.
  • 4. ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВ ДАННЫХ В ТУРБО ПАСКАЛЬ.
  • Перечень типов данных в языке Турбо Паскаль можно представить в виде сле­дующей схемы:       

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive

КОНСПЕКТ УРОКА
"Операции с файлами и папками"

 

ТЕМА УРОКА: "Операции с файлами и папками" (2 часа)

 

ЦЕЛИ:
• Обучающая:
обеспечить закрепление знаний теории и навыков работы с операциями копирования, перемещения, удаления файлов и папок
• Развивающая:
развивать информационную культуру учащихся.
• Воспитательная:
продолжить учить работать индивидуально и в коллективе, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

 

ТИП УРОКА: Учебное занятие по закреплению ЗУН.

 

МЕТОД: Поисково-исследовательский.

 

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА: Лекция. Фронтальная работа. Самостоятельная работа.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:
• Pentium 166;
• OS Windows;
• Приложение Проводник Windows.
• Алгоритм выполнения практического задания.

 

ТИП УРОКА: развивающий урок.

 

СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала занятия. Целеполагание.
Мотивация и актуализация знаний по работе с операциями.
Закрепление и коррекция знаний. Практическая работа за ЭВМ.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.

 

ХОД УРОКА:

Орг. Момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке
Здравствуйте! Все ли присутствуют на уроке?

 

Повторение изученного материала.
Цель: закрепить опорные знания
На предыдущем занятии вы познакомились со способами создания, копирования, удаления файлов и папок в       Windows, т.е. с основными операциями над ними.
Давайте вспомним основные понятия.
Проведём небольшой Тест. (выдаю тесты)
           1.Продолжите выражение. Файл - это...
           2.Преобразуйте имя восьмой класс.doc в формат 8.3.
           3.Напишите 2 примера имени папки в Windows, имеющей в DOS имя
           весёлы~1.txt
           4.Какую максимальную длину может иметь имя папки в Windows.
           5.Какую максимальную длину может иметь имя файла в DOS.
           6.Мотивация и актуализация знаний.

Цель: актуализировать опорные знания, умения, навыки
                       Сегодня мы с вами продолжим изучать операции над файлами и папками. Этот материал войдёт в билеты экзамена и позволит вам работать с файлами и папками в Windows.
Изучение нового материала:

 

                    Итак, тема урока:

                                          

  • Проводник Windows. Поиск. (на доске)

 

Рассмотрим работу нового приложения Проводник
Давайте запишем в тетради теорию по этому вопросу.
Наиболее удобным средством просмотра файловой структуры является Проводник Windows. Проводник- приложение Windows предназначенное для управления файловой системой. Он отображает содержимое папок, позволяет открывать, копировать, перемещать, удалять, создавать и переименовывать папки и файлы, запускать программы.
Давайте запишем несколько определений, которые нам будут нужны в ходе работы.
Объект - (в Windows)-папка, программа, документ, ярлык.
Сортировка - преобразование какого-либо списка по определённому ключу.
Например: Школа отсортируйте 1-по алфавиту, 2-в обратном порядке
Аллея
Парк
Дорога
Давайте посмотрим работу с проводником на компьютерах.

 

Фронтальная работа.

 

1. Откройте программу Проводник одним из описанных ниже способов:
        

          1 способ.
Выполните последовательность команд Пуск, Программы, Проводник.

        

          2 способ.
Дважды щёлкните на пиктограмме "Мой компьютер".
Щёлкните правой кнопкой мыши на любом объекте.
В появившемся контекстном меню выберите команду Проводник.

 

         3 способ.
Установите указатель мыши на кнопке Пуск.
Щёлкните правой кнопкой мыши.
В появившемся контекстном меню выберите команду Проводник.

 

         Откроется диалоговое окно "Проводник". В левой части окна отображаются диски и папки. В правой части окна отображается содержимое элемента, выбранного в левой части окна.

 

2. Просмотрите содержимое папки "MSOffice".

 

В левой части окна "Проводник" выберите папку "MSOffice". Чтобы её открыть, достаточно щёлкнуть на ней.
В правой части окна появится список объектов, содержащихся в выбранной папке. Способ представления этого списка определяется в меню Вид.
3. Просмотрите уровни иерархии папки "MSOffice":
В левой части окна "Проводник" перед пиктограммой папки "MSOffice" (как и любой другой папки, содержащей другие папки) помещен значок "+". Щелчок мыши на этом значке сразу включает индикацию следующего уровня иерархии, т.е. становятся видны пиктограммы папок, входящих в данную.
Перед значком папки, один или несколько подчинённых уровней, которой видны в левой части окна, располагается значок "-".
Щелчок на этом значке сразу выключает показ всех нижестоящих уровней папки, а сам значок заменяется значком "+".
Если таким образом скрыты несколько открытых уровней иерархии папки, щелчок на значке "+" покажет на экране всю скрытую иерархию сразу.
4. Измените режим вывода столбцов списка объектов папки "MSOffice":
выполните команду Вид, Таблица.
При работе с Проводником наибольшее количество информации предоставляет режим Таблица
При такой форме представления можно изменять ширину отдельных столбцов.
Каждый из 4 столбцов, отображаемых на экране в табличном режиме, имеет свой заголовок.
5. Измените установленную по умолчанию величину столбца:
поместите указатель мыши на правую границу заголовка столбца.
Указатель мыши приобретает вид двунаправленной стрелки;
Измените ширину столбца, перетаскивая разграничительную линию с помощью мыши.
Во время перетаскивания вертикальная линия отмечает выбранную ширину столбца.
6. Рассортируйте в табличном режиме представления список объектов в правой части окна "Проводник", выбрав в качестве ключа сортировки содержимое одного из четырёх столбцов:
щёлкните на заголовке соответствующего столбца.
7. Измените ширину левого окна Проводника:
Поместите указатель мыши на разделительную линию между частями окна.
Указатель принимает вид двунаправленной стрелки;
Перетащите разделительную линию в одном из указанных стрелками направлений.
Во время перетаскивания размер определяется широкой серой линией.
8. Определите нахождение программы win.com на вашем компьютере.
Выполните команду Сервис, Найти.
9. Определите нахождение программы command.com на вашем компьютере.
10. Создайте в папке рабочий стол папку под именем "восьмой" и создайте в неё текстовый документ
         откройте папку рабочий стол:;
         щёлкните правой кнопкой мыши на свободном месте в правой части окна "Проводник";
         в появившемся контекстном меню выберите команду Создать, Папка.
        Наберите имя папки "восьмой"
        щёлкните правой кнопкой мыши на свободном месте в правой части окна "Проводник";
        в появившемся контекстном меню выберите команду Создать, текстовый документ
11.Удалите созданные вами объекты с рабочего стола.

 

Давайте запишем основные моменты
1. Открытие программы Проводник выполняется одним из описанных ниже способов:
         1 способ.
Выполнить последовательность команд Пуск, Программы, Проводник.

        2 способ.
Дважды щёлкнуть на пиктограмме "Мой компьютер".
Щёлкнуть правой кнопкой мыши на любом объекте.
В появившемся контекстном меню выбрать команду Проводник.

       3 способ.
Установить указатель мыши на кнопке Пуск.
Щёлкнуть правой кнопкой мыши.
В появившемся контекстном меню выбрать команду Проводник.

Откроется диалоговое окно "Проводник". В левой части окна отображаются диски и папки. В правой части окна отображается содержимое элемента, выбранного в левой части окна.
2. При работе с Проводником наибольшее количество информации предоставляет режим Таблица
При такой форме представления можно изменять ширину отдельных столбцов.
Каждый из 4 столбцов, отображаемых на экране в табличном режиме, имеет свой заголовок.
3. Для сортировки в табличном режиме представления список объектов в правой части окна "Проводник", выбирается в качестве ключа сортировки содержимое одного из четырёх столбцов:
щёлкнуть на заголовке соответствующего столбца.

 

Вторая часть урока:

 

Часто возникает необходимость найти какой-либо файл, а мы не помним его расположение на диске, но помним его имя или даже часть имени. Как мы можем найти этот объект?
1. Просматриваем все папки. (этот способ не эффективен)
2. Используем поиск файлов- специальное приложение Windows.
Итак, Поиск файлов и папок.
Для быстрого поиска файлов выполните команды сервис\найти\файлы и папки... и команду главного системного меню пуск\найти\файлы и папки... . появится диалоговое окно, в котором можно задать условия поиска файла .
1. Вкладка имя и размещение.
На вкладке имя и размещение указывается фрагмент имени файла и папка, в которой будет производиться поиск.
В имени файла можно использовать символы * и ? .Символы ? определяют наличие символов на их месте в одном из слов названия файла. Маска word* определяет файлы, имена которых начинаются с символов word, а маска * word - задаёт файлы, последние символы имени которых совпадают с word. Маски word и *word* определяют один и тот же набор файлов. В окне результатов поиска отображаются имя, путь, размер и тип файла, а также дата его последнего изменения.
Для указания папки, в которой следует искать файлы, щёлкните по кнопке обзор. В диалоговом окне обзор папок укажите нужную папку.
При наличии флажка просмотреть вложенные папки поиск будет осуществлен как в самой папке так и во всех её подпапках.
2. Вкладка Дата изменения.
Используется два уровня элементов альтернативного выбора.
Первый уровень позволяет установить либо поиск всех файлов, либо показать параметры поиска по дате.
Второй уровень задаёт условия поиска по дате:
• Поиск всех файлов, созданных в промежутке между двумя указанными датами;
• Поиск всех файлов созданных в пределах указанного числа месяцев от текущей даты, за которой нужно отобразить файлы;
• Поиск всех файлов, созданных в пределах указанного числа дней от текущей даты.
3. Вкладка дополнительно.
• Тип. Элемент управления Список содержит список типов файлов, которые можно разыскивать.
• В строке Искать текст вводится сочетание символов, которое должно содержаться в файлах. Если поиск строки символов не нужен, это поле запроса должно быть пустым.
Размер. Эта строка определяет условие, накладываемое на размер искомого файла.
Примечание. В процессе поиска будут выводиться на экран имена найденных файлов. Чтобы посмотреть найденный файл, выполните команду Файл\Открыть. Команда Файл\Открыть содержащую объект папку отображают окно с содержанием соответствующей папки.
РАБОТА по карточкам.
1. Откройте проводник Windows.
2. Для быстрого поиска файла выполните команду Сервис\Найти\Файлы и папки...
3. Активизируйте вкладку Имя и размещение
4. Найдите все файлы начинающиеся на w
5. Найдите все файл начинающиеся на win и выпишите их в тетрадь.
6. Найдите файлы с расширением .txt
7. Выпишите 3 из них.
8. Найдите файлы содержащие в своём имени word в папке Program Files
Нажмите кнопку Обзор
В окне Обзор папок укажите нужную папку
Выпишите имена 3 файлов
9. Найдите файл wordpad.exe и запишите путь доступа к этому файлу.
10. Щёлкните по вкладке Дата изменения.
11. Найдите все файлы созданные с 18.10.2000 по 18.12.2000
12. Выпишите имя одного из них и время его создания.
Дополнительно
1. Щёлкните по вкладке дополнительно.
2. Найдите файлы с расширением .doc
3. Какими способами можно запустить поиск файлов и папок (в тетрадь)
4. Напишите маску по которой можно найти папки
Winword
Windows

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Цель: проверить уровень усвоения учащимися материала урока; повторить основные понятия.

 

          Рефлексия
Как вы себя чувствовали на уроке?
Что вам показалось трудным?

 

Домашнее задание.

 

Теория в тетради.
Тетради я выдам до пятницы.
Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.