Удивительные превращения капустной белянки

User Rating: 3 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar InactiveStar Inactive
 

СЕКЦИЯ 2. ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ГЕОГРАФИЯ

Зубарева Т. Н.

ГОАУ Кировский экономико-правовой лицей

Данная работа является подробным изучением стадий развития капустной белянки. Полученные теоретические знания и выводы на основании проведённых исследований можно использовать для выбора методов борьбы с вредителем. Причиной выбора мною этой темы стало желание помочь моей маме. На даче мы выращиваем капусту. Но не только люди любят этот овощ. Насекомых, стремящихся полакомиться капустой, огромное множество! Неудивительно, что выращенный урожай оказывается под угрозой, а маме приходится неустанно бороться с вредителями. Самые заметные из них - капустные белянки. Вот я и решила подробнее изучить этих вредителей, а полученные знания с пользой применять на дачном участке. Ведь чтобы бороться с врагом, нужно много о нём знать. Вторая причина – личный интерес к получению знаний по данной теме. Цель исследования – изучение стадий развития капустной белянки. Объект исследования – капустная белянка. Предмет исследования – стадии развития капустной белянки, проверка гипотез исследования о жизнедеятельности вида [1, 3, 5, 6].

Гипотезы исследования:

1. В своём развитии капустная белянка проходит 4 стадии развития, они сильно отличаются друг от друга.

2. Гусеницы поедают только белокочанную капусту.

3. Окраска гусениц капустницы зависит от цвета поедаемой пищи.

4. Температура окружающей среды влияет её на развитие.

5. Куколки капустной белянки могут приобретать оттенок субстрата, на котором они расположены.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированных гипотез необходимо было решить следующие задачи:

1) изучить литературу по объекту и предмету исследования;

2) изучить стадии развития капустной белянки;

3) проверить гипотезу об избирательном питании насекомых;

4) проверить зависимость окраски гусениц от поедаемой пищи;

5) проверить гипотезу о влиянии температуры на развитие капустной белянки;

6) проверить гипотезу о зависимости окраски куколки насекомого от цвета фона;

7) научиться добывать насекомых и готовить из них препараты для коллекций.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

Анализ научной и научно-популярной литературы, наблюдение, эксперимент, обобщение и систематизация полученных результатов, конструирование (создание энтомологической коллекции) [1, 2, 4, 7].

Экспериментальная часть. Данная работа проводилась в июне – сентябре 2009 года в окрестностях посёлка Стрижи Оричевского района Кировской области. Путём визуального наблюдения определялись места обитания бабочек и гусениц, расположение куколок и яиц, особенности поведения капустной белянки в природе. Использовалась методика изготовления препаратов бабочек для коллекции.

Проверяя гипотезы, я получила следующие результаты:

1. В своём развитии капустная белянка проходит 4 стадии. Каждая из них интересна по-своему. Бабочка-капустница живет во взрослом состоянии не менее 3 недель, а многие думают, что бабочки живут всего один или несколько дней. После выхода из яйца молодые гусеницы сидят очень плотно друг к другу, рядом с ними я замечала остатки оболочек яиц, которые были съедены гусеничками после вылупления. Куколок капустницы трудно найти в природе, поэтому я сама выращивала их в садке.

2. Я заметила, что охотнее всего гусеницы лакомятся капустными листьями и листьями настурции. Гусеницы капустной белянки едят все крестоцветные растения, так как к их ядам они устойчивы. Более того, они способны накапливать яд из растений, концентрировать его и использовать для защиты. Взволнованная гусеница отрыгивает зелёную кашицу изо рта, к которой примешивает выделения ядовитой железы.

3. При кормлении гусениц листьями белокочанной и краснокочанной капусты, я не заметила никаких изменений в их окраске. Гусеницы с садового участка, питающиеся оранжевыми цветами настурции, имели ту же окраску, что и питающиеся белокочанной капустой.

4. Гусеницы, помещённые в садок, расположенный на подоконнике, были прожорливы и быстро росли. Гусеницы из садка, помещённого в погреб, вели себя неактивно, почти не питались, их движения были медленными. На 5-й день эксперимента они погибли.

5. Куколки, образовавшиеся из гусениц, прикрепившихся к более тёмному субстрату, имели более интенсивную окраску, чем куколки из гусениц, окуклившихся на бледных, выцветших листьях. Если куколок переместить позже на более тёмный фон (картон), то никаких изменений в их окраске не произойдёт.

Я наблюдала за процессом превращения гусеницы в куколку и зарисовала его этапы. В процессе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с поставленной целью и задачами были проверены гипотезы и получены результаты, сделаны следующие выводы:

1. Первая гипотеза верна. Капустная белянка в своём развитии проходит 4 стадии: яйцо, личинка – гусеница, куколка, имаго – бабочка. На всех стадиях капустная белянка хорошо приспособилась к окружающей среде. Но всё–таки с ней можно бороться, стоит лишь вовремя и регулярно осматривать капусту и уничтожать вредителя на стадиях яйца и гусеницы.

2. Вторая гипотеза не верна. Гусеницы капустной белянки питаются многими растениями семейства крестоцветные. Некоторых растений капустница избегает. Эти знания можно использовать для биологической защиты. Например, уничтожая дикорастущие крестоцветные растения вокруг дачного участка, можно существенно снизить численность 2-й стадии капустной белянки. А если рядом с посадками капусты высадить календулу, то капустные ряды будут облетать стороной большинство вредителей.

3. Третья гипотеза не верна. Окраска гусениц капустной белянки незначительно меняется по мере роста, но не зависит от цвета поедаемой пищи. Гусеницы ярко-зелёного цвета, которых я раньше принимала за гусениц капустной белянки, оказались гусеницами другого вида – репной белянки.

4. Четвертая гипотеза верна. Оптимальной температурой для развития гусениц капустной белянки является t от +20 до +26 0С. Низкие температуры замедляют развитие всех стадий капустной белянки. Если погодные условия оказываются неблагоприятными (холод, дожди), распространение капустной белянки уменьшается, а вот в тёплую и жаркую погоду нужно быть особенно внимательными к своим посадкам. Морозные зимы приводят к гибели куколок и снижают численность вредителя.

5. Пятая гипотеза верна. Окраска куколок приближена к цвету фона, на котором окуклилась гусеница. Этот пример защитной окраски помогает выживанию вида. Поэтому рассчитывать на сбор куколок, как метод борьбы с вредителем, не стоит.

6. В ходе данной работы я изучила литературу по теме, провела наблюдения, эксперименты. Научилась отличать все стадии развития капустницы, добывать и готовить из них препараты. Составила энтомологическую коллекцию [1, 3, 4].

Полученные теоретические знания и выводы на основании проведённых исследований можно использовать для выбора методов борьбы с вредителем. Результатами исследования могут воспользоваться все садоводы, не желающие употреблять продукты, выращенные с применением химических средств борьбы с вредителями. Будущее за экологическими методами выращивания и защиты сельскохозяйственных растений. В перспективе разработка биологического метода защиты на основе использования естественных врагов капустниц – наездников Apanteles glomeratus L.

Список литературы

1. Г. Я. Бей - Биенко «Общая энтомология», Москва: «Высшая школа», 1966 год, 495 с.

2. Г. Н. Горностаев «Насекомые. Энциклопедия природы России», Москва: «Просвещение», 1998, 354 с.

3. М. Козлов, И. Олигер «Школьный определитель беспозвоночных», Москва: «Просвещение», 1991, 285 с.

4. П. И. Суворова, З. А.Арбузова, В. Н. Эсмонт «Насекомые – друзья и вредители деревьев и кустарников», Москва: «Просвещение», 1979, 120 с.

5. Э. Ходорн, Р. Венер «Общая зоология», Москва: «Мир», 1989, 523 с.

6. А. И. Шернин «Природа Кировской области», Волго-Вятское книжное издательство, 1967, 399 с.

7. «Методы биологических и экологических исследований в работе с учащимися», Чебоксары, 1999, 170 с.