Тема 2. История управления
Любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. – имеет свою историю. Всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения.
Развитие управления определяется развитием производства и экономики в целом. Это наиболее заметно на примере США. Первые работы научного характера и концептуально-практического типа возникли в США на рубеже XIX и XX вв. Причиной тому были состояние производства и экономики, тенденции их развития.
В этот период производство достигло сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, приобрела общенациональное значение конкуренция, возникли новые технологии производственного процесса, дальнейшее развитие производства требовало концентрации финансовых средств; возникали проблемы социального характера, обострялись классовые противоречия. Всё это свидетельствует о необходимости управления, его развития и совершенствования.
Этапы развития менеджмента
Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в трёх формах деятельности общества: политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), экономической (необходимость изыскания ресурсов, их производства и распределения), оборонительной (защита от врагов и диких зверей). В целом в истории менеджмента можно выделить следующие основные моменты.
Периоды |
Особенности |
(7-9 век до н. э. – 18 век) |
Самые простые формы организации совместного труда существовали ещё в первобытнообщинном строе. В 3-2 вв. происходит переход от присваивающего хозяйства к производящему. Это порождает принципиально новые формы управления. В Древнем Египте возникает огромный государственный аппарат, который организует большую армию людей. Сократ – дал характеристику управлению как особой сфере деятельности и провозгласил принципы универсальности управления. Платон – дал характеристику государственного управления и разграничил функции управления. А. Македонский – развил теорию и практику управления войском. |
II. Индустриальный период (18 век – 19 век) |
Адам Смит ввёл понятие человека экономического, дал характеристику государя и государства, сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику государя и государства. Роберт Оуэн выдвинул идеи гумманизации управления производством, улучшений условий труда, необходимости обучения рабочих. |
III. Период систематизации (к. 19в. – н. 1960г.) |
Менеджмент зародился во времена промышленной революции в конце 19 в. В связи с возникновением крупных и сложных предприятий и невозможностью организовать и наблюдать деятельность всех работников, руководители выбрали лучших работников, которые обучались для того, чтобы могли представлять интересы владельцев на рабочих мессах. Это были первые менеджеры. Классическая школа управления – решает вопросы эффективности производства. Усилия сосредоточены на организации рабочих мест и изучении затрат труда. Школа человеческих отношений – в основу заложены достижения социологии и психологии. Основное внимание уделяется работнику, а не самому заданию. |
IV. Информационный период ( |
Количественная школа – рассматривает управление, как процесс, который может быть выражен математически. Системные теории предполагают, что все действия в организации взаимосвязаны. Ситуационные подходы предполагают, что формы, методы и стиль управления должны меняться в зависимости от сложившейся ситуации. |
В зависимости от уровня развития производительных сил выделяют три периода развития управления.
Традиционное управление |
Управление промышленной стадии |
Управление постиндустриальной стадии |
Управление строится в зависимости от возможностей человека, так как именно человек находится в центре производственного процесса. Характерно для начального этапа развития производства. |
Человек выступает в качестве приложения к механизмам, технологиям и является в первую очередь специалистом по приведению в действие технических средств, а не человеком с присущими ему свойствами и качествами. |
Человек выходит из подчинения машине и начинает управлять ею. Значимость человека становится огромной. |
Классификация подходов и школ менеджмента
Все учения об управлении можно разбить на две группы – одномерные и синтетические.
Одномерные учения разработаны применительно к одному из следующих факторов: задачи управления, человек, управленческая деятельность.
Школы |
Представители |
Заслуги |
1. Школа научного управления (1885 - 1920) |
Ф. У. Тейлор Френк и Лилия Гилбрет Генри Гантт |
Разработал методы научной организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда. |
2. Классическая (административная) школа в управлении (1920 - 1950) |
Анри Файоль М. Вебер Ф. У. Тейлор Гилбрет Муни
|
Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех управления: Специализация (способствует повышению уровня и качества работы); Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность); Дисциплина (уважение к правилам организации); Единоначалие (подчинённость только одному руководителю); Единство направлений для всех работников (общий план); Подчинение индивидуальных интересов общим; Вознаграждение персонала; Централизация (сосредоточение власти в руках высшего руководства); Установление цепей следования команд; Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации); Равенство (справедливый подход к рабочим); Стабильность персонала; Инициатива (менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи); Корпоративный дух (дух единства.) Разработал теорию бюрократической системы управления. Основные элементы теории: Функциональная специализация; Иерархическая система власти; Использование системы правил и норм; Определение прав и обязанностей работников; Отсутствие личностного начала; Стратегия пожизненного найма. |
3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). (1930 - 1950) |
Мейо А. Маслоу Мак - Грегори
|
Данная школа перенесла центр тяжести в управлении с задач на человека. Обнаружил, что группа рабочих это социальная система, в которой есть собственный контроль. Управление должно вестись на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих методов мотивации. Предложил иерархическую теорию потребностей:
Теория «Х» и «Y» Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому его надо контролировать, принуждать и направлять. Теория «Y»: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде. |
4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук (1950 – по настоящее время) |
Крис Арджирис Лайкерт Мак – Грегори Герцберг |
Изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. |
Синтетические учения рассматривали управление как комплексное и изменяющееся явление.
Подход |
Представители |
Заслуги |
Системный подход. |
П. Друкер |
Организация является сложной социотехнической системой, объединяющей цели, ресурсы, процессы и поэтому необходимо учитывать взаимодействие всех её факторов. Концепция управления по целям (управление начинается с установления целей и лишь потом переходят к разработке функций и процессов). Идея самоуправляющегося трудового коллектива, когда на предприятии выбирается совет из рабочих и служащих, решающий вопросы социальной жизни предприятия. Ведущая роль профессиональных менеджеров в развитии бизнеса и общества. |
Ситуационный подход. |
У. Оучи |
Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях отличаются друг от друга, поэтому при принятии решения и выборе стиля управления необходимо исходить из действительной ситуации. Человек является основой любой организации и от него в первую очередь зависит её успех. В 1981г. разработал «теорию Z». Основные положения: Долгосрочный набор кадров; Групповое принятие решения; Индивидуальная ответственность; Постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; Неспециализированная карьера; Всесторонняя забота о работниках. |
Процессный подход. |
А. Файоль Мескон |
Управление рассматривается как цепь неразрывно связанных последовательных действий. Процессный подход ярко прослеживается в выполнении основных функций управления: планирование – организация – мотивация – контроль.
«Управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Процессный подход к управлению – подход…, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций». |
Рационалистический подход. |
|
Управление производством на основе изучения трудовых операций на рабочих местах, хронометраж, выявление приёмов и способов работы, ведущих к росту производительности и интенсивности труда. Применение оплаты рабочей силы по двум ставкам: меньшей – при недовыполнении нормы и значительно большей – при её перевыполнении. Расстановка рабочих в зависимости от способностей и физической силы. Это механический подход к роли и месту человека в процессе производства. |
Модели менеджмента
Японская модель |
Американская модель |
1. Философия фирмы |
|
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует система «пожизненного найма» |
Замена руководства фирмы сопровождается сменой управленческих работников и рабочих. |
2. Цели фирмы |
|
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы. |
Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков. |
3. Организационная структура управления |
|
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. |
Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления. |
4. Наём и кадровая политика |
|
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учётом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме. |
Наём работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работников. |
5. Организация производства и труда |
|
Основное внимание уделяется цеху – низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп качества и осуществление жёсткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз – «действуй по обстановке». |
Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе чёткого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда. |
6. Стимулирование работников |
|
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год. Выплаты льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское образование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др. |
Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы. |
7. Финансовая политика |
|
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заёмных средств. |
Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счёт покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций. |