Тема 1. Методологические основы менеджмента
Управление менеджментом исторически возникло одновременно с первым сознательным трудом человека.
Современный менеджмент – это область профессиональной деятельности, одна из базовых дисциплин образования.
Менеджмент (англ. – умение обращаться с чем-либо, управление, руководство)- научно-практическое управление, направленное на руководство людьми и производством, позволяющее достичь повышения эффективности производства и общественной действительности наиболее гуманным путем. В настоящее время менеджмент рассматривают как тип управления, в наибольшей степени отвечающий потребностям и условиям рыночной экономики, хотя данный тип управления не является наилучшим, максимально эффективным в любых условиях.
Понятие «менеджмент» довольно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по сути, аналогией понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым в организациях, действующих в рыночных условиях. Его можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах – как науку и искусство управления организациями, как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в организациях и как аппарат управления организациями.
1. Менеджмент как наука и искусство управления базируется на теоретических положениях общей науки управления. Лексическое значение и употребление понятий «менеджмент» и «управление» в отечественной практике близки по смыслу, но не однозначны. Понятие «управление» используется в расширительной трактовке и распространяется на все виды систем (технические, биологические и т.д.) и все их иерархические уровни (макро и микро). Современное понятие «менеджмент» часто связывается с концепциями функционирования организаций в рыночных условиях и распространяется лишь на социально-экономические системы.
2. Менеджмент как вид практической деятельности и процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления организациями.
3. Менеджмент как аппарат управления организациями предлагает структурное оформление определенной сферы практической деятельности.
Понятие менеджмента как аппарата управления применительно к организациям и включает:
- систему управления, обладающую иерархической структурой
- институт менеджеров – руководителей различных уровней, являющихся субъектами управления
Рис.1 Аспекты менеджмента организации
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности. Важнейшей задачи менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
Рис.2 Функции менеджмента
Основные признаки менеджмента.
1. Гибкая организация управления, отзывчивая к нововведениям, способная быстро перестраиваться в соответствии в соответствии с изменениями внешней среды.
2. Использование в основном экономических средств и методов управления.
3. Концентрация внимания в организации управления на человеке, его потребностях, интересах, ценностях.
4. Формулирование комплекса требований к профессиональным качествам менеджера в области экономических и социально-психологичских знаний.
5. Формулирование комплекса требований к личным качествам менеджера (предприимчивость, коммуникабельность, уверенность в себе и т.д.)
Разновидности менеджмента
1. Внутренний менеджмент (интраменеджмент) – тип управления, ориентированный на решение внутренних проблем предприятия, преобладающих над внешними.
2. Организационный менеджмент – управление, представляющее совокупность действий и приемов, направленных на распределение задач между подразделениями и лицами.
3. Производственный менеджмент – тип управления, где объектом управления является производство, т.е. превращение сырья и материалов в готовый продукт, удовлетворяющий потребности общества.
4. Стратегический менеджмент – управление, главной особенностью которого является дальновидность, перспективность.
5. Социальный менеджмент – тип менеджмента, главной задачей которого является управление социальными процессами.
Помимо рассмотренных разновидностей существует менеджмент образовательный, спортивный, политический, туристический и т.д.
Методы менеджмента
- это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений, которые обычно появляются в результате теоретических исследований.
Область применения |
Тип метода |
1. выявление мнений |
Метод интервью Метод анкетирования мнений Метод экспертизы Метод выборочных опросов |
2. анализ ситуации |
Системный анализ Метод написания сценариев Методы сетевого планирования Методы экономического анализа Функционально-стоимостной анализ |
3. оценка решений и ситуации |
Метод оценки продукта Методы оценки затрат Метод деревьев значимости (ПАТТЕРН) Метод оценки порога прибыльности Методы оценки риска и шансов |
4. генерирование идей |
Метод мозговой атаки Метод 6-3-5 Метод морфологического анализа Метод деловой игры |
5. принятие решений |
Экономико-математические методы Метод таблиц решений Метод построения деревьев решений Методы сравнения альтернатив |
6. прогнозирование ситуации |
Экспертные методы прогнозирования Методы экстраполяции Методы аналогий Метод Дельфи Эконометрические методы |
7. методы наглядного применения |
Графические модели Физические модели Должностные описания и инструкции |
8. методы аргументирования |
Методы презентации Методы ведения переговоров |