Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации.

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации.

Основные понятия:

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Примеры деятельности, оплачиваемой грантами

1. Обучение или стажировка

Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию) или только частично, остальное студент должен оплатить сам.

2. Проведение исследований

Предоставляются на небольшой срок (месяцы) и предполагают работу с коллегами из других регионов, доступ к ресурсам университетов и библиотек. Как правило, выдаются аспирантам и докторам, уже работающим над исследованием или проектом и способным доказать необходимость научной работы за границей или в другом регионе.

3. Поездки

Покрывают транспортные расходы для тех, кто приглашен на конференцию, семинар или стажировку в другой стране или другом регионе.

4. Малобюджетные или кратковременные проекты

Может оплачиваться аренда помещения и аренда или покупка оборудования, расходные материалы, оплата приглашенных специалистов (ученых, инженеров, техников, переводчиков, администраторов), распространение информации о проекте (конференции, выставки, публикации), транспортные расходы и расходы на проживание и питание во время связанных с проектом поездок. Проект может быть рассчитан как на поддержку единичного мероприятия (конференции, школы, испытания технической установки или системы полевую экспедицию, опрос общественного мнения и т.п) или на длительную поддержку исследований или системы мероприятий.

С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов.

Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

В России самыми крупными научными фондами предоставляющими гранты под научные проекты являются:

Российский фонд фундаментальных исследований — Государственная организация, поддерживающая фундаментальные исследования в области новых научных знаний о природе, человеке и обществе.

Российский гуманитарный научный фонд РГНФ— создан постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 1023 «О Российском гуманитарном научном фонде». Основной целью Фонда является поддержка гуманитарных научных исследований и распространение гуманитарных научных знаний в обществе.

Правила оформления грантов

Материалы для ознакомления

Некоторые общие рекомендации при оформлении заявки на грант.

1. Уберите из заявки все, что не относится непосредственно к делу. Чем меньше второстепенного, тем меньше вероятность допустить ошибку или столкнуться с несогласием.

2. Если это не противоречит условиям конкурса — разделите документ на секции и подсекции,  а  каждому  положению отведите отдельный  параграф.

3. Обычно в первом предложении должна содержаться главная, затем дополнительная информация.

4. Старайтесь использовать короткие абзацы. Короткие абзацы, разделенные пустыми строками, делают текст легко читаемым. Страницы со сплошным текстом могут вызвать у рецензента депрессию.

5. Используйте предложения с простой структурой. Каждое предложение должно содержать не более 20 слов.

6. Старайтесь использовать активные, а не пассивные глаголы, т.е., не «будет сделано», а «мы сделаем».

7. Вставляйте графики и рисунки. Они помогут быстро и легко воспринять информацию. Кроме того, рисунки нарушат монотонность сотен страниц заявок, которые приходится рассматривать грантодателю.

8. Ваша заявка должна быть внешне привлекательной, т.е. написана на хорошей бумаге, четким и не очень мелким шрифтом (не менее 12 пт), с достаточно большими полями и интервалами между строками и пустыми строками между абзацами.

Заявка на грант, как правило, состоит из следующих частей:

1. Название работы.

2. Краткая аннотация.

3. Содержание проекта:

  • Цель,
  •  Современное состояние исследований по этой проблеме, имеющийся у коллектива научный задел,
  •  Предлагаемые методы и подходы,
  •  Уже имеющиеся публикации по представленной теме,
  •  Имеющиеся ресурсы

Задания для самоконтроля

1. Ознакомьтесь с примерами заявок на грантовые конкурсы.

2. Попробуйте самостоятельно составить заявку на грант на понравившийся вам вид деятельности.

Вопросы для повторения

1. Какие основные составные части заявки на грант Вы знаете?

2. Какие существуют основные принципы составления заявки на грант?

3. Какие фонды для предоставления грантов Вы можете назвать?

4. Какие цели преследуют грантовые конкурсы и нужна ли конкуренция среди грантовых работ?

5. Насколько эффективен и ценен, на Ваш взгляд, вклад фондов, предоставляющих гранты, в российскую науку?

Список использованной и рекомендуемой литературы

Советы молодому учёному: методическое пособие для студентов, аспирантов, младших научных сотрудников [Эл. ресурс]. – Екатеринбург, 2004.


Недавно добавили

Сейчас читают