Лекция 7. Изучение научного стиля письма

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Лекция 7. Изучение научного стиля письма

Научный стиль  языка (речи), как и любой другой, обладает рядом особенностей, стилеобразующих факторов, отличающих его от других функциональных аспектов языка (речи). Такие качества, как точность, ясность, логичность, не являются спецификой только научной речи. Однако здесь они являются требованием самой сферы применения стиля, без них научное произведение не сможет существовать.

Точность предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и означающим. Ясность (умение писать понятно, доступно) - при написании работы следует учитывать целевую аудиторию, её профессиональную подготовленность  к восприятию научного текста.  Логичность- это последовательное расположение всех единиц текста и наличие смысловых связей между ними.

В научном стиле речи принято выделять  подстили: естественно-научный, научно-технический, научно-гуманитарный[1]

По сфере функционирования и стилевым особенностям научный стиль дробится на ещё большее количество разновидностей, которые удобно представить в таблице:

Научный стиль речи

(функционально-стилевая классификация)

Собственно научный

Научно-информативный

Научно-справочный

Учебно-научный

Научно-популярный

Жанры

Монография

Статья

доклад

Реферат

Аннотация

Патентное описание

Словарь

Справочник

каталог

Учебник

Словарь

Методическое пособие

Лекция…

Очерк

Книга

Лекция

Статья…

Как мы видим, научный стиль по структуре своей неоднороден. Поэтому в зависимости от сферы функционирования, формы представления (устной или письменной), жанра будет зависеть и отбор языковых средств.

Язык и стиль письменной научной речи сложились под влиянием так называемого акаде­мического этикета, суть которого заключается в интер­претации собственной и привлекаемых точек зрения с целью обоснования научной истины.

На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты. И для выражения этих фактов, явлений используется особый пласт лексики - термины.

С точки зрения морфологии в научной речи следует отметить наличие боль­шого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных (исследование, рассмотрение, изучение и т. п.).

В научной прозе широко представлены относительные прилагательные, способные с предельной точностью выражать достаточные и необходимые признаки понятий.

Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой "по" (например, "повыше", "побыстрее"), а также превосходная степень прилагательного с суффиксами -айш-, -ейш-, за исключением некоторых терминологических выражений (например, "мельчайшие частицы вещества").

Особенностью письменной научной речи является отсутствие экспрессии (об этом уже было сказано выше). Отсюда доминирующая форма оценки — констатация признаков, присущих определяемому слову. Поэтому большинство прилагательных являются здесь частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное "следующие" заменяет местоимение "такие" и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.

Глагол и глагольные формы в тексте научных работ несут особую информационную нагрузку. Авторы обычно пишут "рассматриваемая проблема", а не "рассмотренная проблема". Эти глагольные формы служат для выражения постоянного свойства предмета (в научных законах, закономерностях, установленных ранее или в процессе данного исследования), они употребляются также при описании хода исследования, доказательства в описании устройства приборов и машин.

Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношения описываемого действия к моменту высказывания.

Часто употребляется изъявительное наклонение глагола, редко — сослагательное и почти не употребляется повелительное наклонение. Широко используются возвратные глаголы, пассивные конструкции, что обусловлено необходимостью подчеркнуть объект действия, предмет исследования (например, "В данной статье рассмат­риваются...). В научной речи распространены указательные мес­тоимения "этот", "тот", "такой".

Остановимся теперь на синтаксисе научной письменной речи. Для текста работы, требующей сложной аргументации и выявления причинно-следственных отношений, характерны сложные предложения различных видов с четкими синтакси­ческими связями.

В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения. Очень часто в тексте работ возникает необходимость в определенной последовательности перечислить явления (процессы). В таких случаях обычно используются сложные бессоюзные предложения, в первой части которых содержатся слова с обобщающим значением, а в последующих частях по пунктам конкретизируется содержание первой части.

Объективность изложения — основная стилевая черта научной речи. Она вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте научных работ вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения.

Стиль письменной научной речи — это безличный моно­лог. Поэтому изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнитель­но редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единствен­ного числа. Авторское "я" как бы отступает на второй план.

В настоящее время является общепризнанным, когда ав­тор работы выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как фор­мального коллектива придает больший объективизм изложе­нию. Выражение авторства через "мы" позво­ляет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления. И это впол­не объяснимо, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллективность творче­ства, комплексный подход к решению проблем. Местоимение "мы" и его производные как нельзя лучше передают эти тенденции. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обуслови­ло целый ряд новых значений и производных от них оборо­тов, в частности, с притяжательным местоимением типа "по нашему мнению".

Звучащая научная речь в значительной степени испытывает влияние книжно-письменного её варианта, так как большинство устных научных выступлений читается по заготовленному заранее письменному тексту.

Задание

1. Анализ научного текста.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы морфологические особенности научного стиля письма?

2. Каковы синтаксические особенности научного стиля письма?

3. Назовите основную черту научного стиля.

4. Какие подстили принято выделять в научном стиле? В чем их отличие между собой?

5. Где, на Ваш взгляд, может быть употреблен научный стиль письма?

Литература:

1. Добреньков В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие [Текст]/В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд.МГУ,2009.-276 с.

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления [Текст]/И.Н.Кузнецов. М.,2006.-460 с.-С.245-257

3. Культура русской речи [Текст]/Виноградов С.И. [и др.]; отв. ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М.:Норма,2008.-560 с.

4. Сметанина З.В. Риторика [Текст]/З.В.Сметанина.  Киров,2007.-74 с. -С.60

5. Стилистика русского языка[Текст]/Бондалетов В.Н. [и др.]; под. ред Н.М.Шанского. Л.,1989.-223с.-С.155-169.



[1] В  учебнике А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11кл» (М., 2008) выделяются собственно научный, научно-популярный, научно-учебный  подстили. Такая «школьная» классификация ориентируется на источники научной информации.  Мы же представляем классификацию, предложенную в книге «Основы научной речи» / под ред. В.В.Химика (М., 2003.), которая опирается на область научных знаний. Но ни та, ни другая  не отменяют, а лишь дополняют друг друга и показывают разносторонность подходов к решению данной проблемы.

Сейчас читают