Лекция 6. Филологическое сопровождение оформления научной работы

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Лекция 6. Филологическое сопровождение  оформления

научной работы

Филологическое сопровождение оформления научной работы это тот базовый набор филологических (прежде всего языковых) знаний, который необходим любому исследователю для грамотной и наиболее точной передачи научной  информации в устном или письменном виде.

В состав этих знаний входит:

  •  умение кратко и доступно формулировать тему, задачи, методы исследования, гипотезу;
  •  грамотно и в логической последовательности излагать свои мысли;
  • правильно использовать и оформлять «заимствования» из других источников (цитаты, ссылки), иллюстративный материал.
  • орфографические, пунктуационные,  речевые, грамматические нормы. Таким образом, исследователь должен владеть научным стилем современного языка во всей его широте.

Научная работа представляет собой текст. «Текст- это произведение речи (устное или письменное), состоящее из ряда сложных синтаксических целых, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью различных языковых средств». [1, С.278] Следуя этому определению, мы можем говорить о композиции текста, логической последовательности её частей с использованием различных языковых средств.

Сложилась определённая  традиция формирования структуры научного произведения». Её основными элементами, по мнению исследователя, являются: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, библиографический список, приложения и вспомогательные указатели.

Титульный лист заполняется по строго определённым правилам. Фамилия, имя и отчество исследователя указываются в именительном падеже. В среднем поле даётся заглавие научной работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать основному содержанию работы.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Названия глав, разделов, параграфов начинаются с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе – очень ответственная часть. Актуальность достаточно осветить в 1-2 предложениях (например: «Актуальность темы заключается в…»). После обзора литературы (например: «К этой теме обращались…») следует перейти к формулировке научной проблемы (например: «Резюмируя сказанное, можно сделать вывод - данная проблема ранее не изучалась /или недостаточно изучена»).Затем логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это можно сделать в форме перечисления (изучить.., установить.., выявить.., вывести формулу…).

Суть основной части заключается в систематизации, обработке, обобщении и изложении научного материала, а также его структурировании.

Существует несколько приёмов изложения научного исследования: 1) строго последовательный («от гипотезы, цели через объяснение к результатам проделанной работы»); 2) целостный; 3) выборочный («с представлением только тех наблюдений, промежуточных выводов, которые важны для основного результата»).

Также выделяют описательный и объяснительный типы изложения. Описательный часто используется в работах по истории научной дисциплины. Главное здесь – точность, логическая последовательность. Объяснительный тип изложения материалов, основанный на рассуждении, более приемлем для исследований в области теории и методологии науки. Это может быть изложение в виде развёрнутого доказательства сформулированной в начале работы гипотезы (вся работа в таком случае представляет собой расширенное подробное единое доказательство). Это может быть дедуктивное изложение (направленное от общих положений к анализу частных случаев) или индуктивное (от частных, чувственно воспринимаемых фактов, случаев к теоретическим обобщениям). Если в ходе исследования возникает необходимость создать представление о развивающихся действиях, событиях, состояниях, процессах, то используется повествование (этот функционально-смысловой тип текста обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: глаголы со значением последовательности действий, глаголы со значением мгновенности и возникновения действий; обстоятельства со значением времени и т.д.) В целом на основном этапе научной работы исследователь сжато, логично и аргументированно должен изложить весь материал исследования. Затем этот материал необходимо распределить по отдельным структурным разделам.

Хорошее структурирование текста достигается за счёт рубрикации (графическое и нумерационное отделение одной части от другой). Рубрикация осуществляется только с учётом логических правил деления. В последнее время широко распространена цифровая нумерация, в соответствии с которой номера самых крупных частей (глав) состоят из одной цифры (например: 1), номера составных частей (разделов) - из двух (например: 1.1), номера параграфов - из трёх (например; 1.1.1) и т

В заключении излагаются обобщённые результаты проведённого исследования (например: «Итогами нашей работы стали:…», «В результате проводимой работы выяснилось следующее:…), проводится соотношение итогов работы с общей целью и конкретными задачами, которые были сформулированы во введении, даётся оценка проделанной работе (например: «как оказалось», «в ходе работы удалось выяснить/установить/решить…»).

Также может быть указана практическая ценность результатов (например:«результаты работы можно/следует применить в…»), перспективы исследования (например: «… - предмет дальнейших исследований»). Грамотное содержание заключения свидетельствует об уровне научной зрелости, подготовленности исследователя. Здесь сформулировано  то новое, что внесено автором в изучение заявленной темы.

В научных работах гуманитарного и экономического ха­рактера используется, как правило, цифровая и словесно-цифровая форма записи информации. Рассмотрим вначале правила записи количественных числительных.

1. Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: пять станков (не: 5 станков), на трех образцах (не: на 3 образцах).

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами (за исключением числительных, которыми начина­ется абзац - такие числительные пишутся словами).

2. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 7 л, 24 кг. После сокращения "л", "кг"  и т. п. точка не ставится.

3. При перечислении однородных чисел (величин и отноше­ний) сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры. Например: 3, 14 и 25 кг.

4. Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей (например: до пятидесяти рублей (род. п.), к шестидесяти рублям (дат. п.) и т. д.)

5. В формах именительного и винительного падежей количественные числительные управляют существительными, например: имеется пятьдесят (им. п.) рублей (род. п.), получить пятьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

6. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными (например: на 20 страницах (не: 20-ти страницах).

При написании порядковых числительных нужно соблюдать следующие правила.

1) Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами (например: третий, тридцать четвертый, двухсотый). Исключения составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией (например, 1-я ударная армия)

2) Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами (например: 15-тонный грузовик, 30-процентный раствор). В последние годы всё чаще используется форма без наращения падежного окончания, если контекст не допускает двояких толкований (например: в 3% растворе).

3) Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания.

4) При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (например: водители 1 и 2-го классов).

5) Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся (например: в гл. 3, на рис. 2, в табл. 4).

6) Порядковые числительные при записи римскими циф­рами для обозначения порядковых номеров столетий (веков), кварталов, партийных съездов падежных окончаний не имеют (например: XX век (не: ХХ-й век).

В словообразовании часто встречаются сокращения (усечение слова, а также часть слова или целое слово, обра­зованное путем такого усечения). Такая сокращенная запись слов используется с целью сокращения объема текста, что обусловлено стремлением  в его минимальном объеме дать максимум информации.

При сокращенной записи слов используются три основ­ных способа:

1) оставляется только первая (начальная) бук­ва слова (год — г.);

2) оставляется часть слова, отбрасыва­ется окончание и суффикс (советский — сов.);

3) пропуска­ется несколько букв в середине слова, вместо которых ста­вится дефис (университет — ун-т).

Делая сокращение, нужно иметь в виду, что оно должно оканчиваться на согласную и не должно оканчи­ваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву "й", на мягкий и твердый знак.

В научном тексте встречаются следующие виды сокращений:

a) буквенные аббревиатуры;

b) сложносокращенные сло­ва;

c) условные графические сокращения по начальным буквам слов;

d) условные графические сокращения по частям слов  и начальным буквам.

Рассмотрим их более подробно. Буквенные аббревиатуры составляются из первых (начальных) букв полных наименований и различаются:

а) на читаемые по названиям букв (США);

б) на читаемые по звукам, обозначаемым буквами (вуз — высшее учебное заведение). В научных текстах кроме обще­принятых буквенных аббревиатур используются вводимые

авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Другим видом сокращений являются сложносокращенные слова, которые составляются из сочетания:

а) усеченных слов полных слов (профсоюз — профессиональный союз);

б) одних усеченных слов (колхоз — коллективное хозяйство).

В научных текстах кроме общепринятых сложносокращенных слов употребляются также сложносокращенные слова, рассчитанные на узкий круг специалистов.

Еще один вид сокращений — условные графические сокращения по начальным буквам (например: н. м. т. — нижняя мертвая точка) применяются чаще всего в технических текстах. От буквенных аббревиатур они отличаются тем, что читаются полностью, сокращаются только на письме и пишутся с точками на месте сокращения.

И наконец, в тексте научных работ встречаются условные графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются:

а) на общепринятые условные сокращения:

  • общепринятые условные сокращения, которые делаются после перечисления: т. е. (то есть), и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие).
  • Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр, (например).
  • Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).
  • б) на условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на ав­торитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Не­обходимо точно воспроизводить цитируемый текст, ибо ма­лейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором.

Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора.

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождать­ся ссылкой на источник, библиографическое описание кото­рого должно приводиться в соответствии с требованиями биб­лиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложе­нии мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

6. Если необходимо выразить отношение автора научной работы к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.

7. Если автор научной работы, приводя цитату, выделяет ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т. е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора научной работы, а весь текст заключается в круглые скобки.

При оформлении цитат следует знать правила, связан­ные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Правильно оформленная научная работа обеспечивает точное доведение информации до адресата, говорит о высоком уровне языковой культуры исследователя.

Задание

1. Составьте схему структуры научной работы, отображая необходимые требования к каждой ее части.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют основные элементы структуры научного произведения?

2. Каковы общие требования к цитированию?

3. Что такое «рубрикация»?

4. Какие темы должны быть обязательно раскрыты во введении научной работы?

5. Какие типы изложения научного исследования Вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы [Текст]/

М.Т. Баранов. М.: Просвещение,2006.-285 с.

2. Добреньков В.И., Осипова Н.Г. Методология и методы научной работы: учебное пособие [Текст]/В.И.Добреньков, Н.Г.Осипова. М.: изд.МГУ,2009.-276 с.

3.Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформления [Текст]/И.Н.Кузнецов. М.,2006.-460 с.

4.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку [Текст]/Д.Э.Розенталь.-М.,2005 (и др. годы издания).-368 с.


Недавно добавили