Глава 2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Лекция 1. Введение в науку. Методология науки

Основные понятия: Наука, Фундаментальные науки, прикладные науки, наблюдение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, формализация, индукция, дедукция, моделирование, научный факт, проблема, гипотеза, теория.

Основные понятия. Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные (естественные науки, естествознание) или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие.

Наука – сфера деятельности людей, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о всех сторонах и областях действительности.

Фундаментальные науки – система знаний о наиболее глубоких свойствах объективной реальности, не имеющая выраженной практической направленности (математика, естественные науки – астрономия, физика, химия, биология, антропология).

Прикладные науки – система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию (технические дисциплины, агрономия, медицина, педагогика).

Также можно выделить основные группы наук:

· естественные;

· технические;

· общественные (социальные);

· гуманитарные.

Черты науки. Наука обладает следующими основными чертами:

1. Универсальна – сообщает знания, истинные для всего универсума.

2. Фрагментарна – изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры.

3. Общезначима – получаемые ею знания пригодны для всех людей.

4. Обезличена – индивидуальные особенности ученого не представлены в конечных результатах научного познания.

5. Систематична – имеет структуру.

6. Незавершенна – научное знание не может достичь абсолютной полноты.

7. Преемственна – новые знания соотносятся со старыми знаниями.

8. Критична – готова усомниться и пересмотреть даже самые основополагающие результаты.

9. Достоверна – выводы требуют, допускают и проходят проверку.

10. Внеморальна – научные истины нейтральны в морально-этическом плане.

11. Рациональна – получает знания на основе законов логики, формулирует теории, выходящие за рамки эмпирического уровня.

12. Чувственна – ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Научный способ мышления. Научный способ мышления состоит из постановки проблемы; формирования метода для ее решения; решение, дающее результат; оценка результата.

1) Исследовательская проблема (греч. задача, задание). Ее языковая форма – вопрос, содержание – проблемное знание (логическая противоречивость, отсутствие связи с наличными знаниями, бездоказательность).

2) Научный метод (греч. путь, подход, способ познания и действия) - средство решения проблемы (замок и ключ).

Элементы научного метода:

А) Теория – содержание метода (обобщенное знание): эмпирические законы, отдельные понятия в роли идеи или принципа, теоретический закон (т. е. научный образ закона природы).

Б) Операции мышления – интеллектуальные действия: анализ, синтез, абстрагирование и т. д.

В) Правила мышления основаны на законах логики, придают операциям мышления направленность.

3) Результат: факты, эмпирические законы, научные теории, фундаментальная теория (научная концепция), научная картина мира (НКМ).

Уровни и методы научного знания.

1) Эмпирический уровень, его методы:

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Особенности научного наблюдения: планомерность, целенаправленность, активность. Способы проведения: непосредственные, опосредованные (с помощью приборов), косвенные.

Эксперимент – наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, для выявления существенных характеристик изучаемого объекта. Особенности: устраняются побочные факторы; возможно создание экстремальных условий; экспериментатор может вмешаться в ход событий; воспроизводимость результатов. Виды: исследовательские и проверочные.

Измерение – выявление количественных характеристик изучаемой реальности, результаты выражаются в системе единиц измерений. Виды: прямые; косвенные.

2) Теоретический уровень и его методы:

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных с выделением главных признаков объекта или явления. Теряется полнота, но сохраняется целостность явления.

Виды:

• отождествляющее (металл, человек, птица и т. п.);

• изолирующее (электропроводность, растворимость, упругость и т. п.)

Идеализация – мысленное внесение изменений в изучаемый объект или явление в соответствии с целями исследования.

• упрощение («материальная точка», «идеальная жидкость» и т. п.);

• очищение (цикл Кребса с сохранением лишь атомов углерода);

• отбрасывание деталей, не влияющих на суть явления (например, цвета автомобиля на скорость его движения и т. п.).

Формализация – замена слов символами для математического описания закономерностей, присущих объекту или явлению. Таки образом создаются:

• алфавит (набор символов);

• правила построения формул («слов» и «предложений»);

Индукция (лат. inductio – наведение, стимулирование) – получение общего вывода на частных умозаключениях (Ф. Бэкон).

Дедукция (лат. deductio – выведение) –получение частных выводов на общих положениях (Р. Декарт).

Моделирование – изучение явления на специально сконструированной в лабораторных условиях модели.

Интуиция – постижение истины путем мысленного озарения.

Формы научного знания.

1) Научный факт – отражение конкретного явления в человеческом сознании, его описание с помощью языка науки.

2) Проблема – осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно, «знание о незнании».

3) Гипотеза – предположение, сформулированное на основе ряда достоверных фактов.

4) Теория – логически обоснованная, проверенная на практике система знаний, отражающая существенные связи в определенной области объективной реальности.

Цели и задачи науки, особенности школьной науки, государственная политика в отношении науки.

Государственное управление нау­кой необходимо потому, что производительные силы общества достигли таких масштабов, что нерегулируемое их развитие может вызвать необра­тимые изменения в нормальной жизнедеятельности людей на региональ­ном и более того — на планетарном уровне.

Нормативно-правовой базой в данной сфере управления научно-образовательной деятельности являются Конституция РФ, Федеральные законы РФ «Об образовании», «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании»; «О науке и госу­дарственной научно-технической политике», Указы Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», по­становления Правительства РФ «Вопросы Министерства образования и науки РФ», «Вопросы Федерального агентства по образованию», а также другие постановления Правительства, регулирующие статус федеральных органов исполнительной власти.

Основными целями государственной политики в области науки в соответствии с нормативно-правовой базой являются:

• развитие, рациональное размещение и эффективное использование научного потенциала;

• увеличение вклада науки и техники в реализацию важнейших соци­ально-экономических задач;

• укрепление обороноспособности и безопасности личности, общества и государства;

• упрочнение взаимосвязи науки и образования.

К органам, реализующим государственную политику в области науки, относятся:

· Министерство образования и науки РФ

· Фе­деральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам (находится в ведении Министерства образования и науки и является органом исполнительной власти);

· Федеральное агентство по науке и инновациям (находится в ведении Министерства образования и науки, является федеральным органом ис­полнительной власти);

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (нахо­дится в введении Министерства образования и науки, является федераль­ным органом исполнительным власти).

Научно-исследовательская деятельность в школе - важнейшее приобретение школы последних десятилетий.

Многие ребята, обучаясь в школе, занимаются в различных кружках, клубах по интересам, студиях, объединениях и т. п. Но более эффективно научная работа в школе строится, если она проходит в рамках школьного научного общества

Что это за структура и как она работает? Если отвечать коротко, то школьное научное общество выполняет те же функции, что Академия наук в «настоящей» научной деятельности. Организуется Общество в форме общественной организации (объединения) и строит свою работу на основании Устава (Положения).

В состав научного общества школьников входят, как правило ребята, которые занимаются в предметных кружках, работающих в школе. Каждое научное общество согласно Уставу (Положению) избирает своё руководство.

Школьники, совместно с учителями, организуют и проводят семинары, круглые столы, семинары, предметные олимпиады, пишут научные работы, участвуют в научных конкурсах различного уровня.

Выполняя научное исследование, школьник приобретаете навыки самостоятельного творчества, которые, будут полезны в любой области профессиональной деятельности, даже если это будет не наука. В современном мире крайне важно обладать навыками самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения. Человек, получивший навыки творчества, сможет найти себя в любом деле.

Выполняя исследовательскую работу, ребята могут найти себе дело по душе, понять, какое понадобится образование в дальнейшем. Проведя исследование, школьники смогут принять участие в научной конференции школьников у нас в стране или за рубежом, познакомиться и подружиться со своими талантливыми сверстниками и побывать в интересных местах.

Вопросы для обсуждения и самоконтроля

1) Почему необходимо государственное регулирование науки?

2) Как на Ваш взгляд сегодня проявляется регулирования этой сферы?

3) Какая область науки на сегодняшний день особенно приоритетна?

4) Какие особенности на Ваш взгляд существуют у науки школе?

Задание

1) Заполнить таблицу «Плюсы и минусы занятия наукой в школе».

2) Выделить основные задачи науки в обществе.

Список использованной и рекомендуемой литературы