Выбор темы исследования, определение объекта исследования, предмета исследования, гипотезы исследования. Проект исследования

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Выбор темы. Первым шагом будущего исследования стоит считать выбор темы. Выбор и уточнение темы — нередко длительный и нелегкий процесс. Первоисточником темы часто служат про­тиворечия, трудности, негативные моменты практики. Может быть и теоретический выход на тему, если выявляются проблемы, противоречивые подходы и ре­комендации в теории, а также если обнаруживается несоответ­ствие теоретических установок изменившимся условиям, реали­ям сегодняшнего дня.

Стоит выделить шесть основных требований (характеристик), определяющих выбор темы:

Актуальность (злободневность, острота, назревшая потребность в решении).

• Значимость для теории и практики (применимость для решения достаточно важных научных и практических задач).

• Перспективность (актуальность и значимость на обозримый период).

Проблемность (неочевидность решений, необходимость поис­ка в теории, преодоление трудностей на практике).

• Соответствие современным концепциям развития общества и человека (гуманно-личностная или социально-личностная ориентация).

• Опыт и заинтересованность исследователя (личная выстраданность, сопричастность).

Проблема возникает в том случае, если в теоретическом знании не содержатся соответствующие объяснения и решения. Именно тогда возникает и формируется научная проблема, возникает потребность в «знании о незнании», в определении «изве­стного неизвестного», предположении о возможности открытия неизвестного закона, принципа, подхода, способа деятельности. Происходит выход (или, во всяком случае, возникает стремление выйти) за пределы достоверно известного в область «потребного, но пока неопределенного», возникает понимание того, что нуж­но найти или уточнить, т. е. совершается выход на тему, носящую проблемный характер, и потенциально несущую в себе возмож­ность открытия или усовершенствования.

Очень важно провести конкретизацию темы, четко очертив сферу исследо­вания и его условия, размежеваться с близкими и смежными те­мами:

• Обнаружение противоречий и трудностей в педагогическом процессе.

• Определение проблемы и проблематизация темы.

• Определение конкретного предмета исследования.

• Отражение предмета и направления преобразований в наименовании темы.

• Конкретизация и ограничение (локализация) темы.

• Отграничение от близких и смежных тем.

• Формулирование (первоначальное определение) темы, ее корректировка и уточнение в процессе исследования.

Тема должна быть сформулирована четко, предполагать одно­значное ее понимание, отражать самое существенное (предмет ис­следования и направление поиска), однако не предвосхищая ис­комого решения. Иначе варианты поиска будут заранее сужены, возникнет опасность «игры» на заранее оговоренный результат. Тему нужно выразить по возможности лаконично, указывая глав­ный предмет исследования, проблему и рамки поиска.

Определение объекта и предмета исследования. Рассмотрим второй этап выстраивания исследова­ния — определение объекта и предмета.

Объект выделяет поле исследования из более широкой предметной сферы, а Предмет раскрывает те связи, от­ношения, закономерности объекта, которые станут непосредствен­но изучаться в данном исследовании.

Объект и предмет представляют собой единство двух начал: объективного, существующего вне личности исследователя мира и субъективного, включенного во внутренний мир (знаний, идей, гипотез, оценок, отношений, эмоций) исследователя. Однако объект исследования — понятие более широкое, нежели предмет исследования.

В Предмете исследования Выделяют те элементы, связи и отно­шения внутри объекта, которые предполагается изучить в данной работе. Работа с выделением объекта и предмета исследования проходит в несколько стадий:

• Выделение из объектной области или практической сферы ПроЦесса, Который будет изучаться, — Объекта Исследования.

• Осознание этого процесса в структуре более сложных процессов действительности.

• Выделение предмета исследования (или предметов), т. е. аспектов (познавательных позиций, точек отсчета и наблюдения), связей, отношений, взаимовлияний, способов деятельности, которые будут
глубоко изучаться.

• Осознание необходимости проводить все исследования в рамках предмета.

• Определение эмпирической базы исследования (место, учреждение, тип выборки и т. д.).

Цели И Задачи Исследования. Цель — Это представление о результате и одновременно про­ект деятельности исследователя, определяющий характер и сис­темную упорядоченность исследовательских действий и опера­ций по ее достижению. Четко и конструктив­но поставленные цели позволяют в ходе исследования раскрыть сущность, способы преобразования, механизмы достижения ре­зультата.

Цели могут выражать как теоретические, так и практические результаты: новые концепции, подходы, идеи, принципы клас­сификации, тенденции, а также и новые ин­ституты, программы, обучающие средства, типы образователь­ных учреждений и выявленные неизвестные ранее оценки, под­ходы к прошлому («предвидение прошлого»).

В предполагаемом результате могут быть представлены и зачат­ки нового знания: предположения, догадки, гипотезы, замыслы, подходы.

Исследовательская цель должна быть сформулирована конк­ретно, с тем чтобы можно было фиксировать ее достижение.

Естественно, что достигнуть поставленной цели сразу невоз­можно. Возникает необходимость планирования поэтапного дви­жения к цели, что воплощается в выдвижении задач исследова­ния. Задачи Результат декомпозиции целей, это «частичка» цели в конкретной ситуации, в определенной точке траектории движе­ния к цели.

Если цель чаще всего формируется одна, то задач выдвигается несколько. Однако их не должно быть очень много (иногда выдви­гается 8—10 задач и более), иначе их трудно отслеживать. Должны быть выделены, логически и хронологически увязаны между со­бой основные задачи, для решения каждой из них нередко требу­ется выдвижение подзадач.

Идея Замысел Гипотеза. Идея — Это мысль о путях и способах преобразования исходной ситуации в планируемую, это действенное единство настоящего и будущего, это мысль, побуждающая к действию. Если эта мысль оригинальна и ведет к новому качеству или более экономному и рациональному решению, то это та «искра», тот источник, с ко­торого начинается творчество.

Конечно, идеи существенных, коренных преобразований рож­даются не часто. Нередко они вызревают, частично проявляются в поисках многих ученых и практиков, но потом кому-то удается выразить их наиболее убедительно и конструктивно.

Рождение идеи — это всегда сугубо индивидуальный процесс, связанный с анализом опыта, фантазией, способностью к анти­ципации (предвосхищению). Коллективные обсуждения, дискус­сии часто дают дополнительные импульсы творческому процес­су, способствуют генерации идей. Конечно, используются не только оригинальные, но и уже известные мысли, важно, чтобы они носили конструктивный характер, чтобы их воплощение способ­ствовало развитию и разрешению актуальных проблем.

В принципе идея должна воплощаться в Замысле, Который пред­ставляет собой уже инструментированную идею, т. е. идею в ста­дии ее мысленного методического воплощения, реализации по­средством определенных способов и форм.

Замысел исследования по логике поиска, его мысленного во­площения развертывается в Гипотезу — предположение о спосо­бах решения поставленных задач и возможных результатах. Гипоте­за — это модель будущего научного знания. Суть гипотезы состоит в том, что она является переходной категорией от более или ме­нее обоснованного предположения к научной концепции или тео­рии в случае, если гипотеза будет подтверждена. В противном слу­чае она признается ошибочной или неполной и соответственно или отвергается, или существенно дорабатывается.

Основные черты гипотезы:

- обоснованность;

- предположительный характер;

- нацеленность на обнаружение нового;

- содержательность (ответы по существу);

- простота;

- приложимость к возможно большему числу ситуаций данного класса;

- верифицируемость (проверяемость).
Разумеется, на первых порах исследователю бывает трудно вы­двинуть содержательную и достаточно обоснованную гипотезу. Пусть сначала это будет общее предположение о направлениях исследования, об условиях и последовательности процедур, по­том оно будет конкретизировано, наполнено, изменено. Иначе исследователь будет блуждать в потемках, а сами исследователь­ские процедуры окажутся хаотичными и нецеленаправленными.

Различают Первоначальную, или Рабочую, гипотезу и Развитую, Научную гипотезу. В работе неплохо осуществить, а затем в изложе­нии показать процесс развития и трансформации гипотезы, пре­одолеть стремление так «подчистить» формулировку гипотезы, чтобы она полностью соответствовала результатам. Вызывает недоверие, когда почти в каждой диссертации или итоговом отчете утвержда­ется, что «гипотеза исследования полностью подтвердилась». Такое нечасто встречается в реальной исследовательской работе.

По глубине раскрытия проблемы различают гипотезу функцио­нальную и гипотезу теоретическую (объяснительную). Функцио­нальная гипотеза чаще всего имеет структуру: «если (что-то ввес­ти, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то... (будет достигнут такой-то результат)» или «чем (полнее, глубже, последовательнее)... тем... (эффективнее, ста­бильнее будет результат)». Теоретическая (объяснительная) гипо­теза содержит еще и предположение о том, за счет чего, с помо­щью каких механизмов будет получен положительный результат. Это выражается в дополнительном предположении: «Так как...» или «Потому, что......».