Путь в науку. Учебно-методическое пособие

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Учебно-методическое пособие «Путь в науку» предназначено для школьников, студентов и аспирантов, а также педагогов, осуществляющих руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся.

Пособие подготовлено в рамках научно-образовательного проекта «Путь в науку», реализуемого Студенческим научным обществом Вятского государственного гуманитарного университета.

В пособии изложены методические и содержательные аспекты организации научно-образовательной деятельности студентов и школьников.

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc280138250 \h 4 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350030000000

Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ» PAGEREF _Toc280138252 \h 5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350032000000

1. Характеристика проекта PAGEREF _Toc280138253 \h 5 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350033000000

1.2. Объем и виды учебной работы PAGEREF _Toc280138254 \h 9 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350034000000

1.3. Основное содержание учебного материала PAGEREF _Toc280138255 \h 9 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350035000000

1.3.1. План лекционных занятий PAGEREF _Toc280138256 \h 10 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350036000000

1.3.2. План практических и семинарских занятий PAGEREF _Toc280138257 \h 10 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350037000000

Глава 2. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ PAGEREF _Toc280138258 \h 11 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350038000000

Лекция 1. Введение в науку. Методология науки PAGEREF _Toc280138259 \h 11 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200350039000000

Лекция 2. Постановка гипотезы PAGEREF _Toc280138260 \h 15 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360030000000

Лекция 3. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач. PAGEREF _Toc280138261 \h 17 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360031000000

Лекция 4. Структура и содержание научно-исследовательской работы PAGEREF _Toc280138262 \h 20 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360032000000

Лекция 5. Оформление научной работы PAGEREF _Toc280138263 \h 22 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360033000000

Лекция 6. Филологическое сопровождение оформления PAGEREF _Toc280138264 \h 26 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360034000000

Научной работы PAGEREF _Toc280138265 \h 26 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360035000000

Лекция 7. Изучение научного стиля письма PAGEREF _Toc280138266 \h 32 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360036000000

Лекция 8. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями PAGEREF _Toc280138267 \h 35 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360037000000

Лекция 9. Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники PAGEREF _Toc280138268 \h 39 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360038000000

Лекция 10. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации PAGEREF _Toc280138269 \h 42 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200360039000000

Лекция 11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования PAGEREF _Toc280138270 \h 45 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200370030000000

Лекция 12. Методы статистической обработки результатов PAGEREF _Toc280138271 \h 49 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200370031000000

Лекция 13. Конференции: виды, формы и правила участия PAGEREF _Toc280138272 \h 50 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200370032000000

Лекция 14. Правила оформления презентаций и докладов PAGEREF _Toc280138273 \h 53 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200370033000000

Лекция 15. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации PAGEREF _Toc280138274 \h 56 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200370034000000

Приложение PAGEREF _Toc280138275 \h 60 08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003200380030003100330038003200370035000000



Введение

В настоящее время во всём мире происходит переосмысление роли научных исследований в развитии современного общества. Важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность государства, является эффективное использование имеющихся интеллектуальных ресурсов. В связи с этим особое значение имеет подготовка молодых ученых как одного из важнейших ресурсов для развития нашей страны.

Научно-исследовательский подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет чётко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.

При этом для студентов и школьников исследовательская деятельность может считаться образовательной работой, которая связанна с решением творческой, исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Кроме того, исследовательская работа студентов и школьников выступает одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов в современных условиях.

Данное учебное пособие разработано для обеспечения учебного процесса и научно-образовательной деятельности в рамках научно-образовательного проекта «Путь в науку».

В учебном пособии изложены вопросы планирования и поэтапного осуществления научно-исследовательской деятельности, приемы и методы работы с литературными источниками и правила оформления результатов.

Научная деятельность школьников достаточно хорошо развита преимущественно в лицеях и гимназиях и менее хорошо – в общеобразовательных школах. Однако вне зависимости от типа среднего учебного заведения (школа, гимназия, лицей), научная деятельность школьников г. Кирова требует интеграции, проведения единых региональных конференций, школ, семинаров и наличия единого информационного пространства.

Для адаптации к новым реалиям необходима специальная подготовка, в ходе которой молодые люди должны уже начиная со школьной скамьи узнать о значимости науки на современном этапе развития общества, а также о реальности применения результатов научной деятельности на практике.

И для того, чтобы студенты младших курсов не просто получали базовое образование, а уже могли решать научные задачи, необходимо их к этому мотивировать, начиная со школьной ступени образования. Роль в данном процессе высшей школы – совершенствование полученных в школе навыков, обучение молодых ученых реализовывать свои научные разработки на практике и владеть современным научным менеджментом.

Всё это говорит о целесообразности выявления талантливой в научной сфере молодежи и необходимости начинать ее обучение уже среди учащихся школ, лицеев и гимназий.

Недавно добавили

Сейчас читают