Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПУТЬ В НАУКУ»

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

1. Характеристика проекта

Основной Целью проекта является создание и апробация опорной площадки по развитию научно-исследовательских навыков школьников и студентов.

В рамках заявленной цели проект решает следующие Задачи:

1. Ознакомить учащихся с основными принципами научно-исследовательской деятельности;

2. Способствовать приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности;

3. Способствовать формированию заинтересованности и потребности у молодых ученых в проведении качественных научных исследований;

4. Обеспечить повышение количества молодежи, занятой научно-исследовательской деятельности на ранних этапах обучения;

5. Способствовать расширению научного кругозора и эрудиции школьников и студентов;

6. Участвовать в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных в современном мире специалистов;

7.Оказать поддержку молодым ученым в раскрытии интеллектуального потенциала.

Значимость проекта выражается в привлечении талантливой молодежи в науку, способствовании повышения качества и количества научных исследований современной молодежью, в том числе и разработка инновационных проектов. Также проект будет способствовать вовлечению будущих студентов в научную работу высших учебных заведений, правильному самоопределению в разнообразии научных направлений.

Новизна Проекта состоит в том, что подобные мероприятия требуют пристального внимания на территории нашей области, т. к. в имеющихся мероприятиях в сфере молодежной науки целевой группой являлась талантливая молодежь, а основная цель – совершенствование знаний по отдельному разделу науки. Данный проект в качестве целевой аудитории рассматривает всех школьников, а в качестве цели – овладение методологией науки, а не знаниями по конкретному её разделу.

Основные целевые группы. Основной аудиторией, на которую будет направлено обучение, являются учащиеся школ, лицеев и гимназий города Кирова, которые заинтересованы в получении и совершенствовании своих знаний, умений и навыков в научной деятельности. Поэтому одной из основных задач, поставленных в нашей программе «Путь в науку», является помощь в раскрытии интеллектуального потенциала старшеклассников, реализации его на практике в виде участия в различных конференциях, конкурсах, грантах, разработки собственных проектов, что, несомненно, способствует популяризации и привлечению молодых кадров в науку. При желании пройти данный курс могут учащиеся любой ступени обучения.

Одну из наиболее заинтересованных и перспективных для обучения групп учащихся представляют члены Научного общества гимназистов Вятской гуманитарной гимназии. Это научно-творческое объединение гимназистов, стре­мящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, раз­вивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учеб­но-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. Более 100 старшеклассников ежегодно занимаются в данном Научном обществе.

Особенностью проекта «Путь в науку» является то, что мероприятия, которые будут реализованы в рамках данного проекта, разработаны членами Студенческого научного общества ВятГГУ. С учетом актуальности и новизны определены конкретные цели и задачи; разработан подробный годовой план мероприятий, включающий различные формы работы с учащимися, с учетом современных достижений в области методологии науки. В обучении школьников также будут участвовать студенты-организаторы данного проекта, т. е. члены Совета Студенческого научного общества ВятГГУ.

Привлечение студентов приведет к обмену опытом между молодыми учеными, находящимися на разных, но близлежащих стадиях пути в науке, активизирует научно-исследовательскую деятельность студентов, повысит её уровень, позволит будущим абитуриентам легче адаптироваться к вузовской среде, в том числе к научной деятельности в вузе.

Более опытные ученые – преподаватели университета будут привлекаться в качестве научного руководителя конкурсных работ учащихся, в качестве соисполнителей некоторых этапов проекта (например, чтение лекций по фундаментальным вопросам методологии науки), и в качестве экспертов на заключительном этапе, когда будет оцениваться научно-исследовательская работа учащегося, прошедшего «Путь в науку».

«Путь в науку» – это реальная помощь учащимся в выборе их жизненных приоритетов, в раскрытии их творческого и научного потенциалов. Это тот фундамент, который в будущем станет хорошим подспорьем молодому учёному в его деятельности.

При этом получение такого опыта представляется наиболее перспективным на базе ВятГГУ, так как данный вуз обеспечен современными методическими и техническими ресурсами, в том числе и мультимедийными.

Реальность реализации проекта обусловлена ранее накопленным опытом в методологии научно-исследовательской деятельности, наличием в вузе развитых научных школ и лабораторий.

Кроме того, в ВятГГУ разработана методическая база и подобран соответствующий педагогический состав для проведения проекта подобного проекту «Путь в науку», но нацеленной на студентов. Данный проект под названием «Школа молодого ученого» стартует в ВятГГУ с февраля 2010 года.

Проект легко тиражируем на другие вузы и образовательные учреждения нашего региона, т. к. при выполнении проекта не требуются высокозатратные технологии и дорогостоящее оборудование.

Основные виды деятельности по проекту:

- обучающие деятельность (аудиторные занятия с теоретическим и практическим содержанием, индивидуальные консультации)

- самостоятельная научно-исследовательская работа

- участие в конкурсах, конференциях и оформлении грантов

- PR-деятельность

- профориентационная деятельность.

Материальное обеспечение проекта включает:

- наличие аудиторий для проведения занятий

- зарплата привлекаемых специалистов

- мультимедийные ресурсы

- канцтовары

- полиграфические материалы (брошюры, буклеты, плакаты, календари).

Всё вышеперечисленное будет поддерживать максимальную полезность проекта и доступность форм обучения.

Разработаны и утверждены Основные критерии оценки показателя эффективности реализации проекта:

· Количество учащихся, принявших участие в реализации проекта;

· Количество учащихся продолживших заниматься научно-исследовательской деятельностью после окончания проекта;

· Число учащихся принявших участие в конкурсах научно-исследовательских работ.

· Число участников проекта, занывших призовые места на конкурсах научно-исследовательских работ различного уровня

· Качество выполнения учащимися школы собственных научных проектов;

· Качество усвоения материала участниками школы;

В ходе реализации проекта у участников:

- появятся навыки исследовательской работы;

- будет повышена мотивация к занятию научной деятельностью;

- участники смогут разработать и представить собственные проекты,

- будут обладать навыками научно-исследовательской деятельности

- приобретут мотивацию для продолжения научных исследований

- разработают и представят собственные научные проекты

- примут активное участие в конкурсах и конференциях

Проекты, разработанные участниками школы впоследствии отправляются на региональные, всероссийские и международные конкурсы. В частности работы могут участвовать в ежегодных всероссийских конкурсах: заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность»; конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», конкурс достижений талантливой молодежи «Национальное Достояние России»; молодежный фестиваль «Меня оценят в XXI веке»; молодежный форум по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности жизнедеятельности «ЮНЕСКО 2010»; детская конференция «Первые шаги в науке».

В результате реализации проекта его участники овладеют навыками научно-исследовательской работы, смогут поучаствовать в конкурсах и конференциях различного уровня.

При поступлении в вузы ребята, прошедшие обучение по проекту «Путь в науку» смогут заниматься качественной исследовательской деятельностью уже с первого курса. Так как в рамках проекта осуществляется и профориентационная работа, направленная на ориентирование ребят на дальнейшую научную деятельность в профессиональном контексте, следует ожидать повышения доли молодых учёных в нашей области

Учащиеся, прошедшие школу и имеющие сертификат о её прохождение, смогут принимать участие в обучении учащихся первого года обучения. Возможно расширение проекта на областной уровень, в последствии на выездные школы будут приглашаться представители из районов области, которые по прохождению обучения смогут проводить его в районах Кировской области.

Поэтому, позитивные изменения будут касаться увеличения количества молодых учёных в Кировской области и качества абитуриентов, поступивших в вузы области и страны.

В рамках проекта можно оценивать качественные и количественные изменения, которые произойдут в системе реализации молодежной политики в отношении молодых учёных на территории области в долгосрочном периоде:

· Увеличение количества молодых людей занимающихся научно-исследовательской работой;

· Повышение престижа научной деятельности в молодёжных кругах;

· Повышение качества студентов вузов, которые уже с первого курса смогут плодотворно и качественно заниматься научной деятельностью

Устойчивость результатов реализации проекта зависит от того, насколько выработана мотивация на выполнение той или иной деятельности. В данном проекте мотивационное сопровождение будет осуществляться с помощью кураторов (члены Студенческого научного общества ВятГГУ), которые после поступления учащихся в вузы смогут оказывать посильную помощь в решение тех или иных вопросов, связанных с научно-исследовательской работой.

«Путь в науку» – программа, ориентированная на взаимодействие среднего учебного заведения (школ, гимназий, лицеев) и студенчества. Полезность и ценность такого проекта трудно недооценить: учащиеся познакомятся с научно-исследовательской деятельность, приобретут необходимые теоретические и практические знания, получат возможность реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Сейчас читают

08 May 2011