ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Здоровье населения и СО,

И. И. Новикова Территориальное управление Роспотребнадзора по Омской области

Для гигиенической оценки вклада среды обитания г. Омска в фор­мирование здоровья подрастающего поколения были проведены расче­ты по оценке риска (вероятности) проявления у детей и подростков, проживающих в крупном промышленном центре, неблагоприятных эф­фектов, обусловленных воздействием факторов окружающей среды.

Стандартный подход в оценке риска заключается в последователь­ной реализации четырех этапов: идентификация опасности, оценка экс - ,■ позиции, оценка зависимости доза - ответ, характеристика риска.

На этапе идентификации опасности учитывали факторы внешней среды, оказывающие (или способные оказать) неблагоприятное воз­действие на здоровье человека. Оценке подлежали результаты лабора­торного наблюдения за качеством атмосферного воздуха г. Омска (данные УГМС за 1993—2002 гг.), питьевой воды (данные ЦГСЭН в г. Омске за 1997—2003 гг.), пищевых продуктов (данные ЦГСЭН в г. Омске за 2001—2003 гг.). Были установлены вещества, присутствующие в изучае­мых объектах среды. Для оценки их токсичности и опасности использо­вали информацию, накопленную в ходе разработки и обоснования ПДК химических веществ в объектах окружающей среды (результаты острых и хронических тестов на животных, показатели рефлекторного дейст­вия, лимитирующие факторы вредности).

Основные пути поступления вредных веществ в организм: ингаля­ционный, алиментарный и водно-алиментарный. Перкутанный путь проникновения токсичных соединений через неповрежденную кожу в работе не учитывали. Наиболее чувствительными к хроническому воз­действию на организм вредных веществ были признаны печеночная и почечная ткани, кровь и кроветворные органы, иммунная система. Преимущественный источник поступления химических веществ в орга­низм — атмосферный воздух, путь — ингаляционный.

Результаты исследований пищевых продуктов и питьевой воды по показателям безопасности (санитарно-химические и микробиологичес­кие показатели), за исключением единичных проб, не превышали действующих-гигиенических нормативов. Вещества, поступающие сдан­ными объектами окружающей среды и атмосферным воздухом в орга­низм человека, не были тождественными. Это позволило не учитывать на последующих этапах оценки риска поступление контаминантов с питьевой водой и пищевыми продуктами.

В исследованиях мы не ставили задачу углубленного изучения явле­ния доза - ответ и основывались на собранной и обобщенной информа­ции о токсических свойствах химических веществ, загрязняющих атмо­сферный воздух г. Омска, их гигиенических нормативах, безопасных уровнях воздействия, критических органах и системах, вероятных по­тенциально вредных эффектах для здоровья населения.

На этапе оценки экспозиции осуществляли расчет потенциальных суточных доз контаминантов, поступающих в организм. Для их опреде­ления использовали среднестатистические данные: посуточная скорость поступления контаминантов с атмосферным воздухом (10 м3/сутки), масса тела ребенка (15 кг), среднегодовые концентрации химических соединений в атмосферном воздухе г. Омска. За 1990—2004 гг. сущест­венно снизились в атмосферном воздухе среднегодовые концентрации аммиака, диоксида серы, оксида углерода и сажи. Увеличилась концен­трация ацетальдегида, бензола, формальдегида и этилбензола. Показа­тели по остальным регистрируемым загрязнителям атмосферного воз­духа были относительно стабильными.

Характеристику риска при комбинированном действии контами­нантов осуществляли путем суммации всех веществ, поступающих в организм с атмосферным воздухом. Суммарный индекс опасности из­менялся от 23,95 до 41,63. На протяжении всего периода наблюдения наибольший вклад (62—65%) в структуру суммарного индекса опасно­сти вносили ацетальдегид, формальдегид и этилбензол.

Ранжирование вероятности возникновения неблагоприятных эф­фектов у детей показало, что наибольший риск, обусловленный за­грязнением атмосферного воздуха, возможен со стороны органов дыха­ния (HI = 23,80). Негативные реакции организма возможны также в виде отдаленных последствий патологии сердечно-сосудистой системы (врожденные аномалии развития, патология репродуктивной функции). Наибольший удельный вес (более 90%) в структуре индекса неканце­рогенной опасности здоровью ребенка и подростка приходится на пато­логию органов дыхания и врожденные аномалии.

Наличие риска для здоровья детей и подростков вышеуказанных патологий подтверждается также показателями и динамикой заболевае­мости. Так, динамика заболеваемости детей и подростков болезнями органов дыхания и врожденными аномалиями на территории риска (г. Омск) и вне ее (условно обозначенная, как "село") имела сходную негативную тенденцию (рис. 1). Однако уровень заболеваемости (как детского, так и взрослого населения) на протяжении всего периода наблюдения был существенно выше на территории риска (р < 0,95). Рас­пространенность патологии органов дыхания у детей и подростков, про­живающих в зоне риска (г. Омск), была стабильно выше, чем вне зоны риска, в 1,9—2 раза, врожденных аномалий — в 2,6—3,6 раза. Следователь-


Но, при снижении. ■: i грязнения атмосферного воздуха в зоне риска (г. Омск) либо при перемен места жительства (зоны риска на фоновую территорию) вероятность разви:• т данных форм патологий снижается в 2—3 раза.

За 1 у. с. взят (|> >вый уровень заболеваемости — среднемноголетний уровень распространен!] И Патологии на территории, не имеющей фактора риска (село).

Вещества-кап рогены, загрязняющие атмосферный воздух г. Ом­ска и отслеживас ;е на протяжении длительного периода времени на стационарных noi : ч наблюдения, были представлены ацетальдегидом, бензолом и форм. :>дегидом.

Величина прг. !лемого канцерогенного риска, принятая в различ­ных странах, на> ится в диапазоне 10~4 — 10~6, в России — 1 ■ \0'\ Уровень 1 • 10~4 сч ается сигнальным уровнем риска, свидетельствует о существовании по ициальной опасности для здоровья человека и тре­бует углубленной • :!гиенической оценки среды обитания региона. По всем контаминан'; t, обладающим канцерогенной активностью, инди­видуальный канг-."; лгенный риск превысил сигнальный уровень, что свидетельствовало существовании потенциальной опасности для здо­ровья, обусловлен, й загрязнением атмосферного воздуха. Суммарный среднемноголетнг канцерогенный риск у детей составил 1,113 ■ Ю"3, т. е. вероятность г читая онкологических заболеваний, обусловленных неблагоприятным ^действием контаминатов, присутствующих в ат­мосферном воздух. Омска, у сегодняшних детей г. Омска и:, протяжении всей жизни (70 лс : составляет примерно 1 случай на 1000 населения.

Наряду с инл --«дуальным канцерогенным риском рассчитывали популяционный р <, суммарная среднемноголетняя величина которо­го составила 255 ; .чаев онкологических заболеваний дополнительно к

Фоновому уровню, способных возникнуть у омичей на протяжении всей жизни вследствие воздействия данного фактора. За период наблю­дения эта величина изменялась от 184 (2003 г.) до 307 (1997 г.) случаев. Величина условного годового риска у детей составляла примерно 3—4 дополнительных случая в год.

Динамика онкозаболеваемости детей и подростков г. Омска за пе­риод с 1990 по 2004 г. не имела выраженной тенденции (рис. 2). Заболе­ваемость подростков на протяжении всего периода наблюдения была стабильно выше, чем у детей (р < 0,05).

Общий вклад числа заболеваний онкопатологией в возрастной группе 0—14 лет в повозрастную структуру онкозаболеваемости населения г. Омска составлял 0,41—2,53%, наибольший удельный вес пришелся на 1995 г. (2,01%), 2000 г. (2,19%) и 2002 г. (2,53%). При этом онкозаболеваемость мальчиков составляла 0,41—0,63%, девочек — от 0,22—0,51% (1994 г.) до 1,15% (2002 г.). Несколько ниже был вклад заболеваемости юношей: от 0,23% (1992 г.) до 1,09% (1994 г.). Наименьший вклад внесла заболе­ваемость девушек: от 0,23% (1992, 2001 гг.) до 0,55% (1995 г.).

Регистрируемые уровни заболеваемости детей и подростков г. Ом­ска стабильно выше, чем в Российской Федерации и Сибирском феде­ральном округе, а также на условно не загрязненной территории (село), чго косвенным образом подтвердило результаты, полученные в ходе применения методологии оценки канцерогенного риска.

Таким образом, в г. Омске существовала и существует потенциаль-!: 1 я опасность для здоровья детей, обусловленная загрязнением атмо­сферного воздуха.


Здоровье населения и СО, 2005, №6, С.4-12

Недавно добавили

Сейчас читают