Изучение курса «Путь в науку» рассчитано на два семестра. Занятия включают следующие формы учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная научно-исследовательская работа школьников, работа с научными руководителями.
Итоговый контроль знаний в виде представления результатов проведённого научного исследования.
Виды учебной работы |
Количество часов |
Лекции |
12 |
Практические занятия |
12 |
Работа с научным руководителем |
14 |
Самостоятельная работа школьников |
30 |
Вид контроля |
Защита научной работы на итоговой конференции |
1.3. Основное содержание учебного материала
Раздел 1. Введение в науку
1.1. Наука как сфера жизни общества. Цели и задачи науки. Методология науки. Роль, структура и деятельность в научных обществах.
Раздел 2. Планирование научной работы
2.1. Принципы планирования научной работы. Формирование гипотезы. Выбор и формирование темы работы. Планирование научного исследования. Формулировка целей и задач
2.2. Оформление научной работы. Структура научной работы. Структура введения. Оформление графических элементов. Филологическое сопровождение оформления
Раздел 3. Работа над научным исследованием
3.1. Правила работы с литературой и составление литературного образа. Принцип подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными вариантами каталогов литературы. Особенности работы с каталогами в сети Интернет. Оформление списка литературы. Оформление ссылок на литературные источники. Принципы составления личного каталога научной литературы. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации.
3.2. Методы научного исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования. Статистические методы обработки результатов
Раздел 4. Представление результатов научной работы
4.1 Составление презентаций.
4.2 Составление и написание тезисов и статей.
Правила оформления тезисов, статей, аннотаций, абстрактов, устных докладов. Правила переписки с редакциями журналов и орг. комитетами конференций. Участие в конференции: виды и правила участия, виды и каталоги конференций. Представление презентаций и докладов
Раздел 5. Грантовая деятельность
5.1.Научные гранты. Цель грантов, виды и примеры. Процедура получения гранта, основные грантообразующие организации. Правила оформления грантов.
1.3.1. План лекционных занятий
1. Введение в науку. Методология науки (лекция)
2. Постановка гипотезы
3. Планирование научного исследования. Структура научной работы. Формулировка целей и задач
4. Правила оформления научной работы
5. Филологическое сопровождение оформления
6. Принципы подбора литературы по теме исследования. Особенности работы с бумажными и электронными носителями
7. Монографии, диссертации, авторефераты как источники научной информации
8. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования
9. Правила оформления тезисов, статей, аннотаций, абстрактов, устных докладов
10. Конференции: виды, формы и правила участия
11. Правила оформления презентаций и докладов
12. Гранты: цель, виды, примеры. Процедура получения гранта, грантообразующие организации
1.3.2. План практических и семинарских занятий
1. Цели и задачи науки, особенности школьной науки, государственная политика в отношении науки.
2. Выбор и формулировка темы работы, постановка гипотезы.
3. Выработка плана и структуры научной работы.
4. Оформление графических объектов (таблицы, графики, рисунки).
5. Изучение научного стиля письма.
6. Оформление списка литературы. Работа с бумажными каталогами. Оформление ссылок на литературные источники.
7. Особенности работы с электронными ресурсами, с каталогами в сети Интернет (семинар).
8. Методы статистической обработки результатов.
9. Разработка оформления тезисов, статей, аннотаций.
10. Участие в конференции: виды и правила участия, виды и каталоги конференций. Правила переписки с редакциями журналов и оргкомитетами конференций.
11. Разработка презентаций и докладов.
12. Правила оформления грантов.