Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

Машкина А. В.

МОУ СОШ №16

Проблема изучения представлений студенчества о брачно-семейных отношениях является сегодня очень актуальной. Студенческие годы – это не только время для получения профессионального образования, но и благоприятная пора для выбора брачного партнёра и создания семьи. Представления о брачно-семейных отношениях существующие у студенческой молодёжи в данное время, в дальнейшем напрямую повлияют на демографическую ситуацию в стране, заключение браков и статистику разводов.

В своей работе я опиралась на исследование по проблеме семьи С. А. Сорокина, С. И. Голода, В. Т. Лисовского, А. И. Антонова и другие. По гендерным особенностям пользовалась трудами Л. Д. Ерохиной, Р. Г. Петровой, Ю. В. Осьминкина. По вопросам о студенчестве использовала литературу В. Т. Лисовского, А. И. Антонова, Т. А. Шульгина и другие.

Анализ литературы по проблеме исследования, позволил нам сделать свое определение семьи. Семья – социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимопомощью, моральной ответственностью и общим бюджетом.

Студенчество – особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи.

Гендер – это социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т. д.).

Для того чтоб выявить факторы формирования представлений студенчества о брачно-семейных отношениях нами было проведено социологическое исследование. В нём мы применяли метод опроса, инструментом опроса послужило анкетирование. Была разработана анкета, которая включала в себя 17 вопросов. Все данные, полученные в ходе исследования, были обработаны.

Были исследованы студенты Вятского государственного гуманитарного университета с 1 по 5 курс. Выборочная совокупность составила 70 человек. В исследовании приняло участие 51,4% девушек и 47,1% юношей.

Студенческая молодёжь в дальнейшем планирует создавать семью, заводить детей, причём большое количество хочет иметь двух (юноши 53,1% и девушки 69,4%) и трёх ( юноши 37,5% и девушки 11,1%) детей. Только 2,8% девушек ответили, что не хотят иметь детей.

Студенты (юношей 81,8% и девушек 63,9%) считают оптимальным возрастом для вступление в брак период от 23 до 30 лет, но 6,1% юношей считают, что в брак нужно вступать после 30 лет.

Среди факторов, влияющих на благополучие семейной жизни, на первое место студентами были поставлены любовь (78,9% юношей и 80,6% девушек), уважительное отношение супругов друг к другу (66,7% юношей и 97,2%), взаимопонимание (72,7% юношей и 97,2% девушек), сексуальная удовлетворённость (63,6% юноши и 66,7% девушки), совместный досуг супругов (30,3% юношей и 37,1% девушек). Все приведенные ответы были оценены студентами по 5-балльной системе, здесь представлены ответы только на оценку «5».

72,2% девушек считают, что, чтобы создать семью, необходимо регистрировать отношения. Среди юношей 72,7% придерживаются такой же точки зрения. Но 6,1% юношей выбирают кратковременные связи лучшим вариантом отношений, и лишь 2,8% девушек придерживаются такого же мнения.

На представление студентов о влиянии фактора «любовь» на благополучие семейной жизни влияет возраст респондентов. Более половины студентов в возрасте 16-21 года оценивают влияние этого фактора на «5», а большая часть студентов 22-25 лет оценили его на «4».

Большинство студентов считают, что решения в семье должны приниматься совместно мужем и женой (69,7% юношей и 83,3% девушек), но среди юношей высок % ответа «решения принимаются мужем» (30,3% юношей и 13,9% девушек.)

На вопрос о формировании дохода семьи студенты ответили неоднозначно: 62,5% юношей и 41,7% девушек считают, что его должен формировать муж, 58,3% девушек за совместное формирование, и лишь 37,5% юношей считают так же.

Таким образом, в ходе исследования выявлено влияние пола на представления о семье. Сравнивая показатели анкетирования, можно сделать вывод, что не смотря на расхождение взглядов по некоторым вопросам, в основном юноши и девушки имеют одинаковые взгляды на семейную жизнь.