Изучение профессиональной Я-концепции у студентов физико-математического факультета третьего курса.
Изучение профессиональной Я-концепции студентов физико-математического факультета открывает широкие перспективы улучшения качества подготовки специалистов, т.к. формирование этого феномена психической жизни является предпосылкой совершенствования личности как субъекта труда, общения и познания.
Специальные исследования регулятивной роли самосознания в сфере профессиональной деятельности берут своё начало в работах таких отечественных учёных, как Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, В.Д. Шадриков, А. К. Марковой, Е. А. Климовым и др. Но сам термин "профессиональная Я-концепция " появился относительно недавно. Психологи часто не отождествляют самосознание и Я-концепцию. Самосознание частично включает содержание «Я-концепции», которая в этом случае выступает как более или менее устойчивая (стабильная) часть самосознания, но только в той степени, в какой Я-концепция потенциально осознается. Это разграничение имеет, прежде всего, чисто теоретический смысл, т. к. используемые методы выявления Я-концепции в большинстве своем как раз и ограничиваются самосознаваемой ее частью. Поэтому практически все, что известно о развитии и функциях Я-концепции, в т. ч. о развитии и функциях самооценки, допустимо, без опасений ошибиться, переносить и на самосознание. Однако самосознание включает не только стабильное знание, но, кроме этого, процесс и результат непрерывного (перцептивного и умственного) мониторинга состояний и деятельности субъекта. Поэтому в данной работе понятия: самосознание и Я-концепция будут рассматриваться как равнозначные понятия в рамках данной области применимости. [1]
В последние годы в отечественной психологии активно исследуется профессиональная Я-концепция, понимаемая как осознание себя личностью в профессиональной деятельности. В ряде исследований показано, что профессиональная Я-концепция обладает определенной спецификой, хотя в общих чертах его структура совпадает с содержанием самосознания личности в целом.
С.В. Васьковская трактует профессиональную Я-концепцию как особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности.
А.К. Маркова определяет профессиональную Я-концепцию как "комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу".
Профессиональная Я-концепция характеризует определенный уровень самоопределения личности. Личность, самоопределившаяся в профессиональном плане, индивид, осознающий свои жизненные цели, планы, связанные с самореализацией в профессиональной сфере, профессиональные намерения (что он хочет), свои личностные и физические качества (что он представляет собой как профессионал), свои возможности, способности, дарования (что он может, пределы его самосовершенствования), требования, предъявляемые деятельностью, профессиональной группой (что от него требуют).
По мере роста профессионализма, профессиональная Я-концепция меняется. Она расширяется за счет включения новых признаков развившейся профессии, что предъявляет новые требования к человеку - профессионалу; меняются сами критерии оценивания себя как профессионала. Расширение профессиональной Я-концепции выражается в возрастании числа признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала, в целостном видении себя в контексте всей профессиональной деятельности. [2]
Основные феномены, относящиеся к профессиональной Я-концепции, следующие: профессиональная самооценка, уровень профессиональных притязаний, проектирование профессионального пути, профессиональные планы, профессиональные идеалы и антиидеалы, профессиональная гордость, профессиональная совесть, профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, профессиональная рефлексия и другие.
В отличие от Я-концепции в целом, профессиональная Я-концепция специфичнее по своему содержанию. Если Я-концепция формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональная Я-концепция — это проекция всех структурных компонентов Я-концепции на профессиональную деятельность. Традиционно важным в структуре Я-концепции считается осознание психических качеств, особенностей личности. В профессиональной Я-концепции содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств.
Профессиональная Я-концепция включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в качестве которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности.
К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные.
Отношения личности включают: отношение человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.
Поскольку профессиональная Я-концепция является частью общей Я-концепции личности, возникает вопрос об их соотношении. При решении этого вопроса учеными учитываются такие позиции, как место конкретной деятельности в жизни личности, место личности в этой деятельности, место личности в собственной жизнедеятельности, место профессионального самоопределения в жизненном самоопределении личности. Подчеркивается, что направление, в котором изменяется личность в процессе профессионализации, и движение личности к более общим целям и смыслам должны совпадать. При рассогласовании этих ориентации возможна остановка личностного развития и расщепление сознания «для работы» и «для себя». Е. В. Прокопьевой была предложена возможная классификация профессиональных Я-концепций, построенная на основании различных вариантов соотношения профессиональной и общей Я-концепций личности:
1) Человек «шире» своей профессии, его профессиональная Я-концепция приближается к общей Я-концепции;
2) Человек «равен» своей профессии, его общая Я-концепция сужена до профессиональной Я-концепций;
3) Человек «уже» своей профессии, в его общей и профессиональной Я-концепциях представлены лишь отдельные стороны профессии.
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве „образца“. При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение „образца“ служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения „образца“, осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества „образца“. В проблеме идентификации, как подчеркивает Г. М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять.
Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной. Понятие «реальная» предполагает, что эта концепция реалистичная. Главное здесь - представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепция могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной профессиональной Я-концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьёзных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к её развитию. Можно сказать, что это определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.
Самооценка профессиональных способностей, знаний и достижений может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Самооценка является понятием более частным в сравнении с понятием «самоотношение», которое описывает общую направленность и «знак» отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения.
В структуре самооценки вообще, и в профессиональной самооценке в особенности целесообразно выделять:
а) операционально-деятельностный
б) личностный аспекты.
Операционально-деятельностный аспект самооценки связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионального уровня, (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам не обязательно согласована. Рассогласование самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять:
а) самооценку результата
б) самооценку потенциала.
Самооценка результата связана с оценкой достигнутого и отражает удовлетворённость - неудовлетворённость достижениями. Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития.
, экономика.
Итак, целью нашего исследования стало изучение становления профессиональной Я-концепции, объект - студенты 3-го курса физико-математического факультета.
Предмет исследования: особенности становления профессиональной Я-концепции у юношей и девушек.
Гипотеза: в Я-концепции современных студентов физиков ведущим компонентом будет исследовательский тип.
Задачи:
1)Определить концептуальные подходы к изучению и анализу профессиональной Я-концепции.
2)Построить методику исследования профессиональной Я-концепции.
3)Изучить профессиональную Я-концепцию у студентов физиков, проанализировать полученные данные.
За основу построения методики для изучения профессиональной Я-концепции нами была взята типологическая теория Дж. Холланда. Холланд обуславливает профессиональный выбор сформировавшимся типом личности. Каждый тип – продукт взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определённых способностей, обусловят внутренний выбор профессии. Таких типов он выделяет шесть: реалистический, исследовательский, артистический, социальный предпринимательский, конвенциальный.
1. Реалистический тип имеет следующие характеристики: честный, открытый, мужественный, материалистический, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, сила, статус. Он предпочитает ясные, приказные по характеру работы, связанные с систематической манипуляцией с объектами, избегает преподавательской и терапевтической видов деятельности, связанных с социальными ситуациями. Он отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. В профессиональном выборе реалистического типа: сельское хозяйство (агроном, животновод, садовод), механика, техника, электротехника, мануальные работы.
2. Исследовательский тип имеет следующие характеристики: аналитический, осторожный, критический, интеллектуальный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Его основные ценности: наука. Он предпочитает исследовательские профессии и ситуации, связанные с систематическим наблюдением, творческими исследованиями биологических, физических, культурных феноменов для контроля и понимания этих феноменов. Избегает предпринимательских видов деятельности.
3. Социальный тип имеет следующие характеристики: лидерство, общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Его Основные ценности: социальные и этические. Он предпочитает деятельность, связанную с воздействием на других людей (учить, информировать, просвещать, развивать, лечить). Осознает себя как обладающего преподавательскими способностями, готового помочь, понять других. В профессиональном выборе у этого типа: педагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование. Он
решает проблемы, опираясь, главным образом, на эмоции, чувства, умение общаться.
4. Артистический (художественный, креативный) тип: эмоциональный, с богатым воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, гибкость, независимость решения. Его основные ценности — эстетические качества. Он предпочитает свободные, несистематизированные виды деятельности, занятия творческого характера — музицирование, живопись, литературное творчество. Вербальные способности преобладают над математическими. Избегает систематизированных точных видов деятельности, бизнеса, клерковских занятий. Осознает себя как экспрессивную, оригинальную и независимую личность. В профессиональном выборе — искусство, музыка, язык, драматургия.
5. Предпринимательский тип: рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Его основные ценности — политические и экономические достижения. Предпринимательский тип предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения организационных целей и экономических выгод». Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций , занятий, связанных с ручным трудом. Предпочитают задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В профессиональном выборе: все виды предпринимательства.
6. Конвенциональный тип обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Основные ценности - экономические достижения. Отдает предпочтение четко структурированным видам деятельности, в которых необходимо манипулировать с цифрами в соответствии с предписаниями и инструкциями. Подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность не присуща, более характерны консерватизм, зависимость. Предпочитаются профессии, связанные с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Математические способности развиты больше вербальных. Это слабый руководитель, так как его решения зависят от окружающих его людей. В профессиональном выборе у конвенциального типа — банковская служба, статистика, программирование
Процедура исследования строилась с использованием адаптированной методики И.А.Коневой, в основе которой лежит психологическая теория личностных конструктов.
Бланк представляет собой таблицу, состоящую и из 5-и столбцов и 43-х строк. В первом столбце представлен список из 42-х качеств (конструктов), из которых испытуемый должен выбрать 3 (обозначить их цифрами «1», «2», «3») по принципу: «1»-самое значимое, сильно выраженное качество, очень важное на его взгляд, «2»-чуть менее значимое, слабо выраженное, но важное качество, и «3»- менее важное качество, либо оно слабо выражено, либо менее значимое, чем первые два. Таким образом, испытуемый выбирает качества (конструкты) по иерархическому принципу значимости и важности качеств на его взгляд. Оставшиеся 4 столбца имеют названия: «Я-на самом деле», (испытуемый выбирает 3 качества, которые, на его взгляд, правильнее всего охарактеризуют его самого), «Я-для друзей», (испытуемый выбирает 3 качества, которые, на его взгляд, видят в нем друзья, или какой то один выбранный им друг, хорошо знающий испытуемого), «Я-для педагогов», (испытуемый выбирает 3 качества, которые, на его взгляд, видят в нём педагоги, или какой то один выбранный им педагог, хорошо знающий испытуемого). «Я-идеальный», (испытуемый выбирает 3 качества, которые, на его взгляд, ему необходимо развить в себе, или которые бы он хотел у себя видеть).
По полученным данным проводился анализ, в трёх направлениях: рассматривалась взаимосвязь между выборами качеств по половому признаку, между Я-реальное и Я-идеальным, между приоритетными качествами, т.е. качествами выбранными под цифрами 1, 2, 3.
По половому признаку:
По результатам проведённого исследования видно, что девушки и юноши выбрали качества, относящиеся или присущие реалистичному типу 23% и 24% соответственно. Разница между юношами и девушками не значительна, только 1 процент. Отсюда вывод, что юноши и девушки почти в равной степени предпочитают (предрасположены к) профессии реалистичного типа. Разница в 4 процента в выборе юношей и девушек была отмечена в исследовательском и социальных типах. Причём, в исследовательском типе преобладающее число предпочтений принадлежит юношам - 17%, и 13% - девушкам. В социальном типе всё наоборот, 21% девушек выбрали качества, относящиеся к этому типу, и 17% юношей. По предположению исследовательский тип должен был преобладать у студентов физиков, однако преобладают совсем другие типы. Таким образом, преобладающим типом по половому признаку является реалистичный тип, который выбрали большинство юношей, затем социальный тип, который оказался предпочтительнее девушками. В целом явных приоритетов в предпочтении профессий нет.
По признаку Я-реальное и Я-идеальный:
По результатам исследования, большинство испытуемых (33%) относят себя к реалистичному типу профессий, но на самом деле хотели бы реализовать себя в области социальной сферы. И четверть опрошенных (24%) находят в себе качества, необходимые для работы в социальной сфере. 22% хотят заниматься предпринимательской деятельностью. И только 10% испытуемых относят себя к исследовательскому типу. И 15% хотят связать свою жизнь с профессиями, относящимися к исследовательскому типу.
Малый разброс и отсюда согласование с Я-на самом деле и Я-идеальным говорит о внутренней склонности к этому типу профессий, и готовности заниматься этим типом деятельности. К такому типу относится социальный. Это говорит о том, что большая честь испытуемых, которые выбрали данный вид профессии, вполне согласны со своим выбором и определились с ним. Если судить в общем по типам, то 33% испытуемых относят себя к реалистичному типу, 24% к социальному, и только 10% к исследовательскому. Однако, 30% - подавляющее число испытуемых хотят относить себя к социальному типу, 22% испытуемых желают связать себя с предпринимательским видом деятельности, и только 15% хотят заниматься исследовательской деятельностью. Следовательно и в данном случае гипотеза не подтвердилась. Исследовательский тип профессий не является предпочтительным по сравнению с реалистичным, социальным и предпринимательским типами.
По выбору приоритетных качеств.
По этой шкале испытуемые оценивались по степени важности проявляющихся у них качеств. Пик 29% был зафиксирован в социальном типе. Это говорит о том, что большинство испытуемых посчитали качества, присущие данному типу более подходящими для них, и правильнее описывающими их как личность. 22% отнесли себя к реалистичному типу, и только 13% испытуемых посчитали первостепенными качества присущие исследовательскому типу, хотя 22% отнесли присущие этому типу качества к второстепенным. Максимальная плотность диаграммы зафиксирована в реалистичном типе, что говорит о наибольшем выборе качеств, присущих данному виду. Исследовательский тип опять не оказался в числе «лидеров».
Таким образом, гипотеза не подтвердилась, студенты-физики 3-го курса оказались не расположены к данной профессии. Их выбор в основном лёг на профессии реалистичного и социального характера. Причём по половому признаку разница была видна лишь в выборе приоритетов между реалистичным и социальным типом профессий. Девушки боле склонны к социальному типу. А юноши к реалистичному. Такие показатели можно объяснить не привлекательностью профессии, и её не престижностью. Многие выбрали эту профессию не по желанию, а по каким то другим причинам. Поэтому профессиональная Я-концепция этих студентов неадекватна с тем видом деятельности, который им приходится выполнять. Это не согласование отрицательно сказывается как на успеваемости, так и на учебной мотивации студентов. Однако обучение на этой специальности может стать стимулом в дальнейшем профессиональном самоопределении и в правильном выборе будущей профессии, а также в получении ещё одного или нескольких образований.
Список литературы.
- Б. Мещеряков, В. Зинченко. «Большой психологический словарь».
- http://www.yspu.yar.ru
3. Психология труда. Учебник для вузов [Текст] / Под. ред. Карпова А.В., – М.,2003. С.220.
4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов [Текст] / Под ред. Дружинина – СПб,2001. С.324.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст].- М.,1996.
6. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала [Текст]. – Курск.,1991.
7. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности [Текст].-М., 1987.